Новое прочтение отдельных мест "Слова о полку Игореве"

Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко   Заказать книги или Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомитьсяРейтинг@Mail.ru

Новое прочтение отдельных мест "Слова о полку Игореве" Полк Игоря

Резюме. Летопись рассказывает про обитание предков русов в Северном Причерноморьи восточнее и западнее Крымского полуострова. Об участии в военных акциях римского императора Траяна и службе на границе империи. О том, что времена изобилия, длившиеся   более шести веков, завершились бедствием из-за агрессии моря, отобравшего плодороднейшие земли. Попытка привязать сообщения летописи к известным историческим событиям Римской империи обнаружила лакуну во времени более, чем в три века. 
      Как отмечено в объяснительном переводе, "Слово" охватывает период в 150 лет русской истории. Мне же кажется, что период этот еще более продолжительный. Создание самого "Слова" датируется 1187 годом, сразу после похода Игоря [Стр.19,1]. Проведем разбор более древних пластов русской истории из текста "Слова".
Про Трояна
Не оспаривая этого толкования (формально они правы!),  зададимся вопросом: - Что за бог такой? Упомянут в  небольшом по объему "Слове" много раз, в то время, как Велес, Дажьбож, Стрибог - только единыжды. Может и не бог вовсе? Что его имя трепать, всуе!

Троян в "Слове" упоминается  многократно (четыре раза). 
"... рища въ тропу Трояню чресъ поля на  горы"(Стр.52,[1]);
"были  въчи Трояни" (Стр.64, [1]);
"на землю Трояню" (Стр.72, [1]);
"На седьмомъ въчъ Трояни" (Стр.92,[1]).
       Толкователи и переводчики сходятся во мнении, что
Троян  - языческий  бог, который упоминается в памятниках
древнерусской письменности и предлагают такой  перевод    этих фрагментов текста:
"носясь по божественным путям";
"были века язычества";
"на русскую землю";
"на последнем веке язычества".
      Не оспаривая этого толкования (формально они правы!),  зададимся вопросом: - Что за бог такой? Упомянут в  небольшом по объему "Слове" много раз, в то время, как Велес, Дажьбож, Стрибог - только единыжды. Может и не бог вовсе? Что его имя трепать, всуе!
        Вот русский народ степенно величается внуком Дажьбожа, олицетворяющего Солнце, а тот  является сыном верховного божества Сварога.  Следовательно, русские - внуки Солнца, правнуки верховного божества   Сварога.
       А вот с отцом, как-то не получилось. В этом пантеоне русо-славянских богов в пору запутаться и многоопытным грекам и римлянам. Даже современные специалисты жалуются на туманность мифологии, вводя для определенности три разряда божеств от верховных до их детей и до низшего разряда, чтобы   хоть таким образом навести порядок. Именно из-за этой туманности князь Владимир вынужден был проводить реформу в пантеоне, ставя во главе Перуна, русского аналога Зевса-громовержца и бога войны по совместительству.
       Так вот, несмотря на всю туманность и многобожие пантеона, не нашлось в нем места для Трояна! Только "Слово", да и то не само, а через толкователей возводит его в ранг божества.
Еще про Траяна
        
А на сопряженной территории и с тех же давних пор "маячит" это имя (Троян)  и в буквальном, и в переносном смысле. Имеются в виду Траяновы валы на территории Винницкой, Хмельницкой и Тернопольской областей Украины и Змиевы валы, как продолжение Траяновых на территории Поднепровья.Что "навел" и, может быть, тайными договорами способствовал удачным набегам на Мидию, Армению и на иудеев в Иерусалиме ("... рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы"),
        По народному преданию сооружены они были по приказу самого "крутого" и правильного императора Римской империи на рубеже обороны империи и в период ее наибольшей территории и влияния.
       В божество же Траяна Марка Ульпия ( 53-117 гг.), императора римского с 98 г., произвели сами римляне, по традиции и с его непосредственным участием, а, заодно, и отца его, и приемного отца Невру, и жену, и сына приемного Адриана. 
 Кем же он воспринимался русичами?
       Что землею наделил за особые заслуги, так это было во власти императора после двух войн с даками (101-102 и 105-106) на Дунае. Старался он для спокойствия на границах империи . (107 год - вторжение языгов (!) в Нижюю Паннонию и Дакию).
        Что "навел" и, может быть, тайными договорами способствовал удачным набегам на Мидию, Армению и на иудеев в Иерусалиме ("... рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы"), так это тоже было в его корыстных императора интересах. (135 год - новое вторжение алан в Закавказье, Мидию и Каппадокию).
        Благодаря таким заслуженным, надо думать, императорским подаркам много веков благоденствовали предки русичей ("На седьмомъ въчъ Трояни...").
        Впрочем дружина и предводители ее не остались и без личных подарков императора, о чем свидетельствует навершие штандарта римского легиона, римские сервизы парадной посуды и драгоценности из курганов "Золотого кладбища" в Прикубаньи, датируемые как раз временем правления Траяна.
        Веселовский, открывший эти захоронения в начале века сомневался в этнической принадлежности погребенных в подкурганных катакомбах: то ли "отуземившиеся римляне", то ли "романизованные варвары"?
       Если эта моя гипотеза , что римский император Траян и Троян из "Слова" одно и то же лицо, подтвердится, то на колонне Траяна, на двухсотметровом барельефе можно будет поискать и изображения предков наших в составе траяновых войск . Император Марк Аврелий их услугами   пользовался (экспедиция 5500 сарматских воинов в Британию в 175 году). Император Грациан (375-383) включил аланский отряд в состав римских войск.
       Что касается не соответствия буковок "о" и "а" в имени императора, то пусть это будет на совести автора "Слова". Видимо он был из "окаюшего" племени русичей и с латынью мало знаком.
       Вот и в представитель хронологии [6, Стр.350] предъявляет еще одно доказательство справедливости моей гипотезы: "... в Киевской Руси был известен (применялся!) римский календарь, с его обратным счетом дней до календ, нон и ид.". При этом скромно предполагаются "существовавшие в долетописный период политические, торговые и другие связи Руси ... с Римской империей".
 Интересные подробности из "послужного списка" императора [3].
       Создал секретную военную службу. (Надо бы познакомиться с ее архивами!). Учредил стражу из конных солдат кавалерийских полков союзных племен Паннонии, Германии и ... (?). Набрал в императорскую армию 200 тысяч солдат-союзников, а всего в армии было 13 легионов из 400 тысяч солдат. Архивы секретной военной службы пока не прочитаны, но мы знаем, что именно римской кавалерией подавлено восстание в Иудее.
      Имя Траяна и слава его на века пережили самого императора.
      Деций Траян (249-251), взявший имя Траяна, был главнокомандующим в Паннонии   и Мезии (придунайские провинции империи). Родом он был из земель у Дунавия (Дуная). Воевал с врагами русичей готами.
     Сами толкователи настаивают, что каждое слово "Слова" многопланово и многозначно и закодированы в этих словах, не много не мало, а семь или более веков совсем не простой истории.
      Если вычесть из даты княжения Ярослава (Всеслава соперник) годы правления Траяна (1034-107=927), то получим почти на три века (327 лет) больше, чем оговариваемые "Словом" шесть веков ("На седьмомъ въчъ Трояни"), что требует, конечно, своего объяснения. (Хотя, быть может, просто "семь" - сакральное число.)
Вчитаемся в текст "Слова"...    ("ъ" можно читать как "е").  
    Уже бо, братия, не веселая година въстала,
    уже пустыни силу прикрыла. Въстала Обида въ силахъ
    Даждьбожя внука, въступила девою на землю Трояню,
    въсплескала лебедиными крылы на синемъ море
    у Дону, плещучи, упуди жирня времена.
      (Лингвисты меня поправят). Я вспоминаю бабушкины упреки малышам: "Опять в штаны напудил!" Тогда по тексту получается, что не просто ушли времена изобилия ("жирня времена"), а "плещучи, упуди(ли)", то есть отобраны водою (морем).
Аллегории силы и обиды.
    
Оговорим вот что. Сила народа (Дажьбожа внука) происходила от земли им населяемой (от среды обитания). От нее, от земли, идут и сила, и богатство: хлеб и  пастбища, стада и табуны, и как следствие, - многолюдье, большая и сильная дружина.
       И если "Слово"   говорит о пустынях прикрывших эту "силу", то следует найти эти  пустыни, бывшие прежде плодородными землями. По "Слову" же получаем два адреса:  это земли заслуженные у императора "земля Троянья" (северное Причерноморье к востоку от Дуная) и "синее море у Дону" (Таганрогский залив и прибрежные, но не суши, а моря полосы вдоль северного и восточного берегов Азовского моря). 
      О том же свидетельствует академик Лихачев в работе [4]: "Северные берега Черного моря, где издавна имелись большие русские поселения и русское княжество в Тмуторокани, обладали собственной многовековой культурной традицией."
       Вероятно, из-за этих территорий происходила многовековая ожесточенная борьба предков русов с готами.

       Странно только, что, согласно толкователям "Слова" [5, Стр.110]  девы готские воспевают времена чужого (половцев) хана (удачливого в борьбе с русскими) и лелеют месть за другого (неудалого) половецкого хана,  Что-то здесь не так! Я бы скорее предположил, что под прозвищами Буса и Шарокана скрываются Германарих и Витимир - вождь и царь готские. Первый создал готское государство и был славен победами (поют время Бусово). Русомонку за измену ее мужа повелел разорвать дикими конями, за что и поплатился. Второй, - его преемник, после многих поражений, тоже был сломлен и потерял жизнь в битве (лелеют месть Шароканю).
        Ну вот, находка! Подозрение оправдалось! Согласно толкованию Сулейменовым О.О.
красные девы стали готскими из-за наслоения приписок переписчиков и толкователей "Слова...".   Приписка про дива: "Се бог отский..." (Это бог отцов) превратилась в "Се бо готский..."  (в готских красных дев). (Объединены два предложения и не правильно разделены буквы на отдельные слова). 
       Следовательно, половецкие красные девы на берегу синего моря, звенели русским золотом, пели славу и лелеяли месть за своих половецких ханов (удачливых в борьбе с русскими и не очень удачливых)!

   А текст "Слова" должен читаться не так:
уже вьржеся Дивъ на землю. Се бо готьскыя красныя
   девы въспешя на брезе синему морю: звоня Русьскымъ
   златомъ, поють время Бусово, лелеють месть Шароканю.
    А вот так:
   уже вьржеся Дивъ на землю. (Се бог отьскыя) 
   красныя девы въспешя на брезе синему морю: звоня Русьскымъ
   златомъ, поють время Бусово, лелеють месть Шароканю.

       Вот и в памятнике XV века "Задонщине", находящемся под сильным влиянием "Слова...", никаких дев третьих народов и помина нет.  Золотом играют жены победителей, как и в "Слове...": "Уже жены русскiя восплескаша татарскимъ златомъ" [5, Стр.160] .
      
Подобные следы трагического наступления моря ("сине море") на земли предков нашли отражение и в русских былинах. Из былины в былину, как заклинание моря с просьбой угомониться кочует концовка: 
//Тут век про Добрыню(Ставра, них) старину скажут (поют), 
//А синему морю на тишину
//А вам, добрым людям, на послушание. [Стр.147, 258,399; 7]. 
       Наверно, это не с проста, поскольку, что  такое та же Балтика для Новгорода? До нее плыть и плыть. А впечатление такое, что плещется Сине море на пороге, ведь!
       О катастрофических размывах берегов Азовского и Черного морей можно посмотреть статьи здесь же на сайте.
       Характерно, что и "обида" народу русскому "вступила на землю" не серым волком (или галкой, или пардусом) - половчаниным, а "дъвой с лебедиными крылы". То есть из воды и девой (божеством или женщиной?).
       О внутриплеменных   перипетиях (обидах и предательстве) алан и русов можно посмотреть статью, построенную на материалах русских былин и греко-римских первоисточников. Там эта метафора "обиды" получает еще одно содержание.
Упреждающее нападение или попытка возвращения  земли дедов ?

       "Хощу бо, - рече, - копие приломити конец поля Половецкого либо испити шеломом Дону". 
       Эка невидаль для Игоря донская водица. Верховья Дона 170 лет назад еще Владимиром (980-1015) были присоединены к Руси. Игорю же подавай "синего Дону", "Дону великаго", что в конце поля Половецкого, у самого моря, да еще и "град Тьмуторокань". 
      А автор "Слова" еще добавляет Волгу, Поморье, Посулье , Сурож и Корсунь, поправляя несбывшиеся желания князя.
 Где Каяла-река?
      Приметы: становища половцев были у моря, наступали половцы и от Дона, и от моря, в летописях на поле боя упомянут еще и Донец . 
      на роль Каялы-реки могут претендовать и Грузский Еланчик, и Мокрый Еланчик, и Миусс, и Самбек. Поскольку северный берег Азовского моря и Таганрогского залива и русло Дона идут прямо по направлению преобладающих ветров, постольку такие условия могут быть только у устья Дона, где, как сейчас, имеется (Мертвый) Донец. Широкий, как сейчас, конец залива, и Дон либо Донец должны были образовывать две стороны треугольника, на котором попал в окружение  полк Игоря. Дельта Дона, надо полагать, в то время отсутствовала. Судя по рельефу и степной зоне, с прибрежной возвышенности и море, и Дон (или Донец) были хорошо видны, а воины полка страдали от жажды во время трехдневного сражения. 
       Должен быть прижим русла к левому берегу залива, какой мы имеем у Донского поселения (здесь прижим к правому берегу).
Последнее условие, однако, не обязательно, поскольку и на поле в десять, а не двадцать километров есть место, где развернуться войскам для сражения.
      Поэтому, у учетом постоянных размывов берегов, на роль Каялы-реки могут претендовать и Грузский Еланчик, и Мокрый Еланчик, и Миусс, и Самбек. Только расчетом, с использованием карт Птолемея, можно будет в будущем сказать что-то более конкретное, и установить место гибели полка Игоря, пытавшегося во второй раз отвоевать у степняков земли отцов (или то, что от них моря оставили). Первый раз это сделал Святослав в 965 году.

Использованная литература:

  1. Слово о полку Игореве "Детгиз",1955
  2. В.Н. Демин "Тайны русского народа", М., "Вече", 1997
  3. М. Грант "Римские императоры", М., Терра-Книжный клуб, 1998
  4. Д. Лихачев "Слово о полку Игореве"- героический пролог русской литературы. Л "Художественная литература", 1967
  5. Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII веков. М, "Учпедгиз", 1938
  6. И.А. Климишин  Календарь и хронология, М., "Наука",1990
  7. Былины. Издательство Московского университета. М., 1957

 Заказать книги или Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомиться

Hosted by uCoz