В порядке обсуждения В.М.Амельченко
Чудеса русских сказок на современных картах России
Введение
Что случается, когда исследователь привлекает к поискам свидетельства прошлых веков: мифы, легенды, сказания? Шлиман поверил древним легендам греков и нашел свою Трою. В развалинах этой Трои им был найден золотой клад легендарного царя Приама. Представить теперь историю и археологию без открытий Шлимана и его находок просто невозможно, а пересуды скептиками ведутся всякие.
И “черный”, мол, археолог Шлиман, и не Трою, видите ли, он нашел, и не клад то Приама вовсе. Есть даже сплетня, что богатый кладоискатель скупил золотые древние вещи по всей Турции, собрал их в клад «Приама» и “нашел“ его в своей Трое, мистифицировав мировую общественность.
На мой взгляд, это досужие домыслы недостойные нашего внимания: язык - без костей, а на чужой роток платка не накинешь!
Для нас важно, что в годы становления археологии нашелся смелый исследователь, который использовал в своих поисках «сказки». Его целенаправленный поиск привел к открытиям, “закрыть” которые не удастся ни каким злопыхателям.
Скажете: это же Шлиман! Это же сказочная Троя - легендарный Илион! Можно ли равняться на гения с мировым именем.
Это вовсю работает уничижительный российский менталитет и ситуация для нас осложняется еще больше. Русские-то легенды пренебрежительно именуют у нас не только былинами, но и сказками, добавляя всякие нелестные эпитеты типа "детский лепет" или "бабушкины сказки". Напрочь забывается, что слово “сказка” в русском языке совсем еще недавно обозначало официальный фискальный налоговый документ владельца ревизских крестьянских душ (ревизская сказка у Гоголя Н. В. в «Мертвых душах»). Вот как, ... оказывается!
Между былинами и сказками границы тоже очень призрачные и зыбкие. Например, Змей Горыныч в былинах с одной головой, а в сказках он может быть одно– и трех-, и много- головым. Не очень различимый аргумент, и от проворности меча нашего героя очень зависимый!
В первой своей книге я уже приводил реконструкцию боя Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. В качестве дополнительного свидетельства были привлечены римские первоисточники о скифских военных значках в виде драконов, выполненных из лоскутов ткани. Прикрепленные в виде знамени к шесту, они, надуваясь ветром, летели над всадником при его движении. Реконструкция получилась очень достоверная. Чем и горжусь!
В былине, например, на Сорочинской горе Василий Буслаев тоже разговаривает с вещим черепом (мертвой головой). А в сказке богатырь Еруслан издали принимает отрубленную, но говорящую еще голову богатыря Русланея, за большой холм. Потом сказка поправляет сама себя и оказывается, что голова богатыря стандартного былинного размера, как у Змея Горыныча, немного побольше. «На коне сидит собака, как сенная копна». То есть масштаб изображения героев как и число голов змея не может быть критерием для различения былины и сказки.
В степи такие курьезы случаются. Сам как-то подъезжал к восточному берегу Азовского моря и гривку травы принял за лесополосу, а трава высотой всего по пояс была.
Предвзятое отношение к любой информации о событиях прошлого в корне неправильно.
Приведу пример. Вот достоверный факт: в сентябре прошлого года полушка (четверть копейки) царской чеканки была продана на аукционе за четверть миллиона рублей. Получается такой сверх чудесный эквивалент царских денег к современным: один к ста миллионам. Такого и в сказках не бывает! И нелепица для не нумизматов на лицо: денежку поменяли на такие «бешенные» деньги!? Вот Вам и достоверный факт вчерашнего дня.
Поэтому будем мы и сказки считать былинами, если у них присутствует познавательный, описывающий природу и быт, а тем более географию, техническую новинку в военном деле или природные явления и климатические факторы.
На моем авторском сайте, при анализе былин о Василии Буслаеве была рассмотрено предположение о множественности Сорочинских гор, а потом на современной карте были найдены все объекты, названия которых созвучны информации легенд. Локализованные Сорочинские горы определили юго-восточную границу Руси от Волги до Дуная времен походов руссов на Каспий и в Царьград. Посмотрите?
Легенда к карте. Синими линиями обозначены побережья морей, черными линиями - реки, красными - горы, светлыми точками на красных линиях - проходы в горах. Белыми надписями обозначены места размещения племен.
Применим этот же метод к анализу избранных русских сказок. Кроме объектов современной карты будем еще использовать информацию карты Птолемея для Азиатской Сарматии II в. н.э. по традиционной хронологии (по ТХ). Эта карта Птолемея была привязана мною к современной карте во второй книге.
Информация русских сказок и топонимика
Попробуем проанализировать информацию из некоторых русских народных сказок сборника А. Н. Нечаева. Сказки отобраны мною.
Сопоставим информацию сказок с информацией современной и древней карт и событиями мировой истории. Сказки возьмем такие: «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Матюша Пепельной», «Иван царевич и Марья Моревна». На современной карте информации сказок соответствует (на мой взгляд) регион вдоль Волги до Волгограда, затем на юг до Каспийского моря вдоль цепочки Сарпинских озер, по западному берегу Каспийского моря до Азербайджана.
Почему был выбран именно этот регион? Я уже в первой книге доказывал, что невозможно привязать былины к северному (Беломорскому) и Новгородскому регионам, расположенных среди озер, лесов и болот. Там былины и сказки были собраны и записаны собирателями. Но там нет Синего моря, нет Чистого поля, высоких гор, могучих рек и бескрайних просторов. Рядом же с этим регионом, в Черномории располагалась другая династия русов: Салтания с Гвидонией.
За правильность выбора говорят уже первые топонимические находки. Ниже Саратова есть у Волги левый приток с именем Еруслан, там же х. Ерусланский , г. Мокроус, созвучный с именем короля Ерусланова – Картауса. А ниже и левее на карте еще один полутезка короля: река Калаус приток Маныча. Очень уж морским показалось мне отчество богатырши-поленицы - Марьи Моревны.
О том, как я добрался до Азербайджана, расскажу немного позднее, поскольку придется привлечь не только топонимику, но имена и фамилии азербайджанцев и события Закавказской истории, свидетельства Страбона о римских завоеваниях древних армян, грузин и азербайджанцев (албан).
Тогда станет понятно, почему сказочный надменный царь Вахрамей не хотел отдавать в жены своих дочерей Ивану-богатырю, первейшему и сильнейшему в рассматриваемом регионе. Привлекая римскую рационализацию Великого Шелкового пути из второй книги, я попытаюсь объяснить и продолжение торгового пути из царства Вахрамея в нынешнем Азербаджане вокруг южного Каспия аж до горных проходов через Гиндукуш в Индию.
Протяженность региона полторы тысячи километров. Для всадника на коне это тридцать дней пути, а если добавить путь вокруг южного Каспия к горным проходам в Индию через Гиндукуш, то и вдвое больше: целых два месяца.
Этот регион частично соответствует древнейшему торговому пути из Персии и Индии в Великую Пермь, Биармию, Казанское ханство, на Русь и на Черное и Азовское моря по Дону-Танаису.
Чтобы подчеркнуть связь выбранного мною региона для привязки географии сказок с северным и новгородским регионами, где эти сказки сохранились и многие века существовали благодаря сказителям, а дошли до нас благодаря собирателям сказок, задам очевидный вопрос читателю из области топонимики.
Западнее дельты Волги многие озера включают в свои названия имя "Ильмень". Это ильмень Кашата, ильмень Большая Чада, ильмень Большой Сорил, река Зельмень, пруд Оршан-Зельмень, станция Ильмень за Волгой от реки Еруслан и станция Ильменская на Реке Медведице южнее. Здесь "Ильмень" имеет нарицательное значение массового применения. В то же самое время озеро Ильмень в Великом Новгороде название собственное и индивидуальное. Регионы разделены пространством в две тысячи километров, но объединены речной системой с волоками между реками. Что это, - просто совпадение, или переселение названия вместе с языком народа, создавшего легенды (сказки)? Или проявление памяти народа отразившееся в названиях топонимики для этих регионов?
По информации сказок этот регион охватывает многочисленные царства и королевства вдоль торгового пути с каликами перехожими и караулившими путь богатырями и поленицами на путях-дорогах и на море.
Дремучие леса, богатые зверьем, луга с многочисленными табунами лошадей, поля и диковинные сады время от времени украшались побитыми ратями. Битвы с врагами были упорными и ожесточенными (на уничтожение), (побивали богатыри и поленицы всех до единого).
Есть здесь также экзотическое Девье-царство с Царь-девицей во главе и из одних дев состоящее.
В сказках подробно описывается вооружение конных и пеших богатырей, приемы боя, рассказывается о кузнецах- оружейниках, о технических новинках: огненные стрелы, щит и копье тоже огненные. Описываются «волшебные диковины»: колодцы с живой и мертвой водой, огненная река, золотые-наливные яблочки на скороспелых яблонях, райские Жар-птицы, баба Яга в избушке за огненной рекой, богатырша девица-поленица в невестах, Сивка-Бурка золотогривая, вещий богатырский конь, морской Змей, берущий дани женщинами, Кощей Бессмертный (со смертью, спрятанной в каменной горе).
Рассказывается в сказках о приемах мореплавания, о конструкциях кораблей с их парусным вооружением.
Метко характеризуются соседи, враги, и родственники, расселенные вдоль этого торгового пути от соседа Руси - Картауса на севере дозаморского - царя Вахрамея на юге, и до Ивашки Белая епанча, Сарацинская шапка на самой дальней заставе на границе со сказочно богатой Индией.
Далее в небольших заметках я расскажу Вам о всех чудесах диковинных и военных новшествах, а сейчас поговорим о живой и мертвой воде.
Тема животрепещущая для такого беспокойного, военизированного региона с постоянными конфликтами и войнами. Лечатся мертвой водой богатыри, богатырские девы, их родичи и противники. Постоянно пьют живую воду, поят богатырских лошадей, поливают яблоньки. Мертвая вода оживляет убитых и изрубленных, а живая дает богатырские силы.
Живую и мертвую воду добывают из охраняемых колодцев, прячут и хранят про запас в серебряных (!) сосудах как сокровище, как драгоценный клад. В подземных пещерах у каждого дворца медного, золотого или серебряного есть обязательный колодец с кружкой на цепи. Все поголовно имеют понятие о применении волшебных вод, об очередности применения и дозировке. Лечатся и обгоревшие, и ослепленные, и изрубленные, и смертельно уставшие. Нарушения правил использования лечебных вод используют как хитрость для победы над врагом.
В выбранном регионе на современной карте искать места старинных источников целебных вод не составляет особых трудностей. Особенно славятся здесь сероводородные воды курортной лечебницы, что в 18 километрах южнее Махачкалы, а называется курорт: Талги (ударение на последнем слоге).
Насыщенная сероводородом вода заживляет раны и излечивает болезни кожи, способствует улучшению проницаемости кожи для других лекарственных средств, наверное, и для живой воды. Кроме курорта Талги по свидетельству римских авторов «благоухал» сероводородом (запахом тухлых яиц) и сам Терек, особенно в верховьях (вонючая река в Дарьяльском ущелье). Сейчас “благоухает” сероводородом Аргонское ущелье. Словом, есть большой выбор источников мертвой воды.
С живою водою есть небольшое затруднение. Мне неизвестны ее источники в изучаемом регионе. Чемпионом по качеству живой воды на Кавказе являются источники и скважины Кисловодска. Нарзаны, там добываемые, неспроста называют богатырским напитком, напиткомбогатырей нартов. Город Нарткала – крепость нартов, нарзан = нар-(т)-сон – напиток нартов. Нарты – герои богатырского цикла сказаний на Кавказе.
- Нет, возразит искушенный мой читатель, - Кисловодск не подойдет. Это же 400 километров, даже напрямик через горы.
- Да, соглашусь я с ним, - Это так. Но обратите внимание на реку Куму. Склоны гор, на которых расположен Кисловодск, обращены в сторону верховий этой реки. Река (любая) в среднем и нижнем течении течет по ложу из своих отложений: валунов, гравия, песков и илов. Там в горах эта толща наносов загружается минеральной водой, которая медленно-медленно течет по маршруту быстрых речных вод, скрытая от глаз, загрязнений и недоступная разбавлению атмосферными осадками и притоками. Разгружаются эти пласты речных наносов от поглощенных в верховьях вод, родниками или прямо в море ключами из дна морского..
Используем вторую подсказку сказок: живая вода добывалась не в горах, а на равнине из глубоких колодцев и из колодцев в пещерах.
Короче, по совету сказок срочно запасаемся мертвой водой для заживления ран и от всяких других болячек. Нам за нею ехать на курорт Талги' или можем добыть ее из глубоких скважин в Ейске, например. Разливаем ее в бутылки, бросаем в них серебряные монетки. Готово!
С живой водой будет посложнее. Можно раздобыть у геологов разрез отложений в пойме реки Кумы и вырыть шурфы-колодцы, если их там еще нет. Анализ воды лучше делать в лаборатории, но можно и на вкус. Вода-то богатырская, ошибиться трудно! Нашли, разлили в бутылки, положили монетки и схоронили вместе с мертвой водой под высоким дубом на всякий пожарный случай!
Если есть возможность, то живой водой можно и запастись: своих домашних попоить, живность домашнюю, садик полить выборочно, а потом понаблюдать за реакцией. Удачи!
В свое время, живя в Подмосковье, (п. Мамонтовка Пушкинского района) я баловал своих домашних целебной водой регулярно. Во-первых, прогулки за водой к роднику (регулярные). Во-вторых, пили мы в неограниченных количествах воду родниковую, серебряную и шамбрированную, а водопровод в квартире был и, естественно, вода в нем очень неплохого качества, поскольку рядом расположено Пироговское водохранилище, снабжающее водою Москву. Загипнотизировал эпитет "шамбрированная"? Это из французского. Шамбр - комната. Комнатной температуры водичку пили, то есть. В третьих, во время прогулки проходили беседы с малышами, тоже не бесполезные, как и водичка родниковая, серебряная, шамбрированная!
Этот персонаж русской сказки приводит нас к месторождению нефти на Апшеронском полуострове у Баку. Я не знаю характера геологии Нефтекумского месторождения, но совершенно точно знаю, что в районе Старого Баку в прежние времена нефть скапливалась в открытых ямах и оттуда просто вычерпывалась. Собственно изобретение нового оружия – огнемета носилось в воздухе. При наличии неограниченных запасов сырой нефти научиться метать ее в противника, одновременно поджигая, не составляло большого труда. То же самое делает индийский фокусник, набирающий легкую нефть в рот и с силой выдыхающий струю нефти изо рта вместе с воздухом. Одновременно он поджигает струю распыленной нефти зажженным факелом. Регулируя выход струи из своего рта, фокусник ловко избегает ожогов лица, производя ловкие манипуляции с горящей нефтью.
Не сложно представить и конструкцию этого древнего огнемета. Щит с прорезью в верхней части для наблюдения за противником и прицеливания держался как обычно в левой руке. Поверхность щита была обделана блестящей медью для несгораемости. На внешней части щита крепилась плошка с нефтью, которая при подготовке к бою предварительно поджигалась (огненный щит). Сквозь отверстие в щите на уровне пламени горящей в плошке нефти проходила трубка, открытая со стороны пламени и подсоединенная к кожаному меху с другой стороны. Мех наполнялся нефтью. При энергичном сжатии меха из него через трубку извергалась струя нефти. Проходя через пламя от зажженной в плошке нефти, струя нефти воспламенялась, продолжая полет в сторону противника. За счет липкости нефти струя, продолжая горение, облепляла тело противника, его одежду, доспехи и коня. Струя нефти, объятая пламенем, продолжала полет практически по прямой до поражения противника, поэтому постороннему наблюдателю представлялась объятым пламенем длинным копьем (пламенное копие). Длинные (долгомерные) копья, вместе с доспехами были в чести у предков. Поэтому пылающее длинное копье у противников могло вызвать неподдельное восхищение. Но видимо греки благодаря своим "каликам перехожим в греческих колпаках" из сказки успели быстрее использовать новинку. Модифицировали изобретение и установили огнеметы на свои корабли, благодаря чему первыми сожгли флот русов "греческим огнем" в морской битве под Царьградом.
Скорострельность огнемета обеспечивалась достаточным запасом нефти в нагнетающем мехе и своевременным его пополнением. Покрытие щита блестящей медью производило устрашающий эффект сверкающей в отблесках пламени меди, рассеивало тепло, защищая шит и бойца от перегрева. Обратите внимание, огнемет не применяется всадниками, поскольку брызги горящей нефти, открытое пламя, делало, наверное, неуправляемым коня и непредсказуемым исход боя.
Рассмотрим повнимательнее реконструкцию карты Птолемея для Азиатской Сарматии. На этой карте наложенной мною на современную есть экзотическое Девье царство. Оно расположилось левее Конских гор (Hippia montes), к югу от поворота Волги на юго-восток (Rha fl.) , к востоку от разрыва северного отрога Конских гор, соответствующего Кума-Маныческой впадине. Птолемей разместил здесь племя (стойбище) амазонок (Amasones).
Мой читатель уже имеет представление о происхождении, быте и подвигах этого диковинного племени, изложенного во второй моей книге. Как же этот быт описан в русских сказках?
Удивляет немноголюдность царства. Во дворце с золотым верхом среди неоглядного сада, одинокий страж у ворот. Скучающая царица у окошка в тереме, выглядывающая проезжих богатырей, несколько девушек из ее свиты. Вот и все население. Правда на окрестных дорогах разъезжают богатырши-поленицы, и потом девы появляются в изобилии.
Все объяснимо. Отряды дев возвращаются из очередных долгих и трудных «командировок» по охране и сопровождению караванов на древнем торговом пути: с юга с серебряной посудой, восточными благовониями, драгоценными камнями и другими диковинными товарами; с севера - с мехами, с запада - с римским и греческим золотом и местными конями.
На столе перед гостем дорогим появляются заморские вина и яства всякие на дорогой посуде, звучит музыка, щеголяют шелковыми восточными одеяниями сами девы.
Чередой пошли пиры, игры, забавы да хороводы...
Тоже понятно, не станут же девы перед гостем дорогим бахвалиться уставшими за долгую дорогу скакунами, доспехами и оружием в дорожной пыли! У них и без того есть чем похвастать!
Частые путешествия в заморские страны сделали из дев волшебниц, знакомых с черной и белой магией, с благовониями и с одурманивающими веществами. Об этом знали все жены богатырей региона, остерегали мужей даже проезжать мимо.
А богатырей, как всегда, подводила мужская самонадеянность.
Благодаря такому гостеприимству время в гостях в Девьем царстве для Еруслана мчится сломя голову: долгие годы проходят как краткие дни. Восемь лет, как восемь дней!
Предполагаю, что этот «подвиг» Еруслана во многом превзошел восьмой (?) подвиг Геракла, который тоже связан с амазонками, тоже с их царицей. Там сюжет легенды, как помните, закручивался вокруг волшебного пояса(!) царицы амазонок, а в некоторых версиях фигурируют в качестве испытания герою девственницы от амазонок. Этих девственниц Геракл должен был дефлорировать без эякуляции.
Профессию петуха: ешь, пей и топчи, Еруслан, в отличие от Геракла, выполнял целых восемь лет, правда под наркозом. И только после свершения этого подвига, и после вызволения собственным сыном, герой бежал домой для поправки здоровья. Подростковый возраст сына Еруслана, видимо, оградил его от женских чар. И амазонки с мальчишками не связывались.
Еруслан – свой богатырь, не надо никаких гаргарейцев для продолжения рода.
Естественно, женское соперничество и борьба за мужчин омрачает жизнь нашим девам-воительницам-амазонкам, заставляя пускаться во все тяжкие, чтобы получить себе достойного жениха, надо полагать, на весь отряд (царство) с Царь-девицей во главе.
Девы с царицей, по сказкам судя, охраняют не только сухопутные, но и морские торговые пути.
Обратите внимание на птолемеевскую карту. В устье Терека – аланской реки (Alens fl.), по свидетельству древних авторов в прежние времена находилась столица амазонок Фемискира. На карте столицы нет, а наше Девье царство, если это не другое племя воительниц, находится значительно севернее. Похоже, что амазонки ко второму веку нашей эры по ТХ, отселились от опасного берега моря, вдруг начавшего наступление на берег.
Связано ли это с катастрофическими землятрясениями или с парарокой – гремящей волной, разрушающей берега – неизвестно.
На карте Птолемея нет Сарпинского рукава Дона-Танаиса в Гирканское море, а на современной карте он есть и явно обозначен цепочкой Сарпинских озер и следом этого русла на борте Прикаспийской низменности. Я думаю, что это русло было главным поставщиком наносов, поскольку основное русло (Тихий Дон), и Волга имеют очень небольшие уклоны в нижнем течении.
Море постоянно осаждает илы и глинистую взвесь на глубинах, а с помощью ветра развевает прибрежные пески по окружающим пустыням. С глубин, недоступных волнению, возврата наносам уже нет. Там они накапливаются. Из оставшихся после такого изъятия речных наносов, море формирует прибрежные пляжи. Они и являются самой действенной защитой берегов от размывов и разрушения.
Но вот наносы рек сократились, может быть на треть или даже больше, чем а треть. Пляжи уменьшились. В результате такой напасти море вновь начало свое наступление на берега.
Главной причиной (по Гумилеву) к наступлению моря послужило, видимо, изменение трассы атлантических антициклонов либо в приполярные области, либо к югу от средней полосы, где и берут свое питание и Дон , и Волга. Сократилась водоносность, сократились наносы, пляжи перестали защищать берега.
В результате море разрушило и поглотило стольный град амазонок в устье Терека - аланской реки. По этой информации, наверное, можно на основании данных гидрографов, изучающих изменение водоносности российских рек, привязать Девье Царство сказок, карты Птолемея к традиционной, а затем и к русской хронологии.
Огненная река (река Смородина с Калиновым мостом)
В сказках речь идет о пограничной реке с горящей водой. Для преодоления реки использовался горбатый мост. Этот мост, то появлялся, то исчезал, видимо выгорая дотла. А наводился по мановению волшебного полотенца Кощея. Мосты над такой опасной рекой видимо постоянно сгорали и отстраивались вновь. Предполагаю, что названия Смородина и Калинов мост не плодово-ягодные вовсе, а имеют одни корни со словами: смерть, мор, калить (жечь в огне).
Происхождение этой реки не столь уж волшебно, хотя в ней горит сама вода, что в обычных условиях противоестественно. Выше по реке , на одном из ее притоков город с говорящим названием: Урус-Мартан. Мой вольный перевод с алано-кавказкого Река (тана), Мар (смерть), Урус (русский). Все вместе и даст нам Смородину. Более волшебным выглядит мост, появляющийся по мановению волшебного полотенца, хотя если по сигналу полотенцем в дело вступала бригада вышколенных строителей, которая к тому же использовала сборные мостовые конструкции или просто сводила разводной мост, то и здесь волшебство пропадает.
Горящие воды реки объясняются такими физическими процессами, как насыщение воды горючими газами в верховьях и сгорание этих газов при дегазации воды. Дегазация речных вод вполне может быть вызвана простым повышением их температуры. При этом возможно и самовозгорание газовой смеси с воздухом при жарком климате в солнечный день, и нарочный поджег ее пограничной стражей, охраняющей мост от чужаков. В связи со слабой управляемостью природного явления горящая река одинаково опасна, как для «наших», так и для их противников.
Рассмотрим геологические явления в рассматриваемом нами регионе могущие создать волшебную Огненную реку. По свидетельству Плиния Старшего Терек в верховьях своих был вонючей рекой (сероводород, имеющий запах тухлых яиц тоже является горючим газом).
Поэтому, например, и Черное море может загореться при повышении границы насыщения сероводородом водной толщи. Сейчас эта граница находится на глубине 200 метров. Аналогичное подтверждение можно видеть в прорыве горючих газов сквозь толщу Сарматских известняков при землетрясении в 1904 году на западном побережье Каспия. Если бы этот прорыв был приурочен к реке, то наши современники в 1904 году тоже наблюдали бы бурлящую от выхода газа речную воду. Горючая смесь выходящего газа и атмосферного воздуха воспламенялась бы при малейшей искре. Выход газа среди скал не породили тогда «чуда» - горящую воду огненной реки, но были использованы в хозяйственной деятельности для обжига горных пород и получения строительных материалов за счет дармовой энергии подземных недр региона.
За Огненной рекой по сказкам находилась избушка Бабы Яги. На современной карте за Новым Тереком прямо на дороге по нашему маршруту в царство Огненного шита, Пламенного копия видим город Бабаюрт, а далее Хосавюрт и Кизилюрт. Как видим все три города имеют однотипные названия и оканчиваются на "юрт". А юрта - это жилище кочевников - избушка? Кизил - наверное от названия плодоносного фруктового дерева у юрты. Что такое Хосав - не знаю. А Бабаюрт пришелся весьма кстати! Город - получивший название от юрты основательницы, сторожившей переправу через Огненную реку - Бабы Яги русских сказок?!
Заключение
Сейчас запомните два главных ориентира: курорт Талги к югу от Махачкалы (мертвая вода); устье реки Кумы на берегу Каспия на границе Калмыкии и Дагестана. Или в Ставропольском крае севернее города Южно-Сухокумска (!): южное высохшее русло Кумы (живая вода). Из борта Прикаспийской низменность при рассечении его руслами реки также можно поискать целебные ключи…
В последующих (скоро) заметках я также подробно опишу другие диковины региона, нашедшие свое отражение в сказках, былинах, на картах, в исторических хрониках.
Таким образом, закрепив сказочные царства-королевства на местности, подтвердив привязку археологическими находками, мы сможем сделать попытку реконструкции истории Руси на ее далеких восточных границах.
К сенсациям сайта Амельченко В.М.
Еще можно почитать... |