География русской былины "Василий Буслаев молиться ездил"

Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко   Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомитьсяРейтинг@Mail.ru


Прочитав эту статью, Вы узнаете, что:

  Война - повивальная бабка при рождении Киевской Руси
  Арабы, иудеи и греки - "спонсоры" градостроительства на Руси (по-скандинавски Русь - Гардарика - страна городов)
  Новый способ "моления" с перепрыгиванием городских стен и стен вокруг храмов с топором за поясом настоятельно былинами рекомендовался 

 Введение
           План у нас такой: 
Мы изучим внимательно картинку с эпизодом вербовки в дружину, чтобы понять смысл и дух тех времен, прочувствовать  понятие военной демократии
Потом бегло просмотрим хронологию русских военных походов на  Каспий. Главное понять, что было их много, повторялись они регулярно, каждое поколение русичей в них участвовало... 
Изучив справку из Библии про сарацин и самарян, поймем, с кем сражались предки, оценив по достоинству их противников.
По проделанной автором реконструкции географии былины познакомимся и с расчетом схемы поездки Василия Буслаева на "моления".
 
 
Былинная  гора Сорочинская нас здорово удивит, а  справка по топонимике из БСЭ про город Сорочинск наполнит текст про нее жесткой конкретикой современной карты.
Открытие цепи гор сорочинских по всему югу Русской равнины - южной границы Руси докиевской (демократической) поразит грандиозностью территорий поставленных "под руку"будущих князей Киевской Руси.
 
Экскурсия во времена предшествующие походам по описаниям традиции корабельных застав, покажет читателю неслучайность походов, а настойчивые  труды предков по собиранию земель Руси. 
По моей версии названий рек Маныча и Кумы, как  и про всю статью я хотел бы знать Ваше мнение.
 Дадут представлении о сооружаемой "крепости духа" русского воинства, малым камнем в фундаменте которой и является эта статья. Наметки по истории докиевской Руси - объединительная роль русских военных походов  и походов против иноверцев и общие обычаи по всей Руси. 


        По мнению Л.Н Гумилева походы русов на Южные моря лишь незначительный эпизод в Русской истории. Я же хочу поспорить с ним и показать, что только по письменным источникам этот "эпизод" длился более двух веков, имел планетарные масштабы по  задействованным территориям, сделал разрозненные русо-славянские племена единым народом, сплотил их.  И потом только,  благодаря усилиям князей и их администрации появилась Киевская Русь, превратившаяся после крещения в Русь Святую. 
       Несмотря на давность тех времен, на современной карте, как полустершуюся надпись на надгробном камне , и сейчас мы  сможем вместе с читателем прочитать об их грандиозных военных трудах, славных наших предков. А еще я намерен показать "двойное дно" былин русского эпоса.
       Воля читателя  - рассудить нас с Гумилевым по справедливости...

Вербовка в дружину в период военной демократии на Руси (Вольга и Микула)
Рис.1 Вербовка в дружину в период военной демократии на Руси (Вольга и Микула) [5].
Хронология русских военных походов на  Каспий 

       Историческая хроника зафиксировала один из   походов русов на атлантическое побережье Испании (Севилья, 844 г. ). Предположительно, он был поддержан норманнскими викингами, но русы в этой экспедиции  преобладали. После этого похода театр военных действий против арабов переместился на Каспий, и здесь уже викинги поддерживали русов и русских, используя речную сеть Русской равнины.. Известны города викингов  на русских реках. Например, могильник при Гнездово.  По статистике шесть процентов погребений точно принадлежат викингам!?
        Специфика использования речной сети самими русскими будет рассмотрена в статье с привлечением свидетельств русских былин и материалов топонимики. Учитываем, что расцвет цивилизации викингов приходится на период  с VII до XI века нашей эры. Обратим внимание, что в походе на Севилью, русы - это уже сформировавшийся морской народ, единственный из всех европейских народов, плавающий в Атлантике.  
         Русь  возвращала и утраченные позиции на южных морях, двигаясь  на юг и юго-восток. Это диктовалось не только политическими, но и экономическими причинами. Исключительная роль Волги в этом движении  отражена в первой русской летописи "Повесть временных лет". 
         Нападение на арабов было спровоцировано  их вторжением  в 737 году под предводительством  Мервана в Хазарию. Мерван захватил хазарскую столицу Итиль и продолжил  свои захваты походом против славян по правому берегу Волги.(У славян городов здесь еще не было, но избиение 20000 семей (домов) состоялось). 
         Наших бьют и соседей-иудеев (хазар) тоже! 
         Первый, известный по письменным  источникам, ответ арабам получился в 844 году, в Севильи,  спустя более века за тысячи километров от места обидного действия (за семью морями).
- 880 и 909 годы  - самые ранние походы русских на Каспий. Обратите внимание с интервалом в тридцать лет (без года). Нападению подверглись Джурджан и Абаскун на юго-восточной части каспийского побережья. (Может быть, по пути на хорезмские рынки обидели наших купцов торговавших мехами?!)
- 907 - черноморский поход в Константинополь. Удивили, испугав, наши предки греков, напав по суше на лодках под парусами. Для самих же этот способ был рутинной работой по преодолению волоков между реками (о роли волоков - позже)!
- 913 - Вновь поход русов на Каспий на 500 судах.  Нападению подверглись: Гилян, Дейлем, Табаристан, Абаскун и Апшеронский полуостров с городом Баку. Нападение описано Масуди. Предполагаемый историками маршрут похода: (Сбор у берегов Черного моря) Керченский пролив, Азов, Дон, переволок в Волгу, Каспий.  (Я покажу, что этот маршрут вероятен только для части участников похода). На обратном пути на Волге русы почти полностью перебиты хазарами. Хазары (иудеи) из союзников превратились во врагов, обеспечив себе отмщение.
- 941 - черноморский поход в Константинополь.
- 944 - черноморский поход в Константинополь.
- 944-945 - Крупное военное  мероприятие спустя  тридцать лет (с годом). Тем же маршрутом, что и в 913 году, хотя есть и предположение о сухопутном маршруте вдоль Кавказского хребта, (это наверное из-за отсутствия сведений о проходе русских войск через земли хазар). Я предполагаю, что  в этот поход появилась Сорочинская гора! (Подробности далее.) Взят город Бердаа на реке Куре. В союзниках аланы и лезгины. Антимусульманская коалиция соединилась в Дербенте (В Дербенте  хорошая гавань - не сухопутный был поход!).  Попытка создания княжества в течении шести месяцев. Весной ушли с несметной добычей, вырезав враждебное население.
- 965 - Поход Святослава спустя двадцать лет. Разгром Хазарии. Посещение прародины - Прикубанской Алании. Основание Тмутараканского княжества. Вслед за походом  Святослава последовали походы в северо-западный угол Каспия, возможно к устьям Терека и Кумы. Создавались русские форпосты на Тамани, на Нижнем Дону (в Саркеле), в Северо-западном Прикаспии. Исходная база последующих походов не Тамань, как предполагается, но цепь пограничных Сорочинских гор по всему югу Русской равнины. Я так думаю и постараюсь это показать и доказать. 
- 987 - военная экспедиция на 18 судах (~1800 воинов?)  в помощь эмиру против местных раисов. Дербент, Маскат, Ширван, Муган.
- 988 - Корсунский поход князя Владимира, введение христианства на Руси. Этим временем можно датировать появление христианских мотивов в былинах.
- 1030 - военная экспедиция на 38 судах  в помощь правителю Аррана. Ширван. Взят Байлакан. Русы ушли на запад.
- 1031-1033 - ежегодные военные экспедиции в Ширван, поражение  от эмира Дербента Мансура и отмщение ему  в союзе с аланами. После этого попытки овладеть мусульманскими центрами прекратились.
- 1170 -  (Прекратились, хотя и не совсем) поражение русов, аланов и хазар под Дербентом, описанное  поэтом Хакани (хазары уже побиты и прощены!).
- 1366 - Новгородская летопись сообщала: "Ездили из Новгорода люди молодые на Волгу без новгородского слова (без согласия веча), а воеводою Есиф Волофромеевич, Василий Федорович, Олександр Обакумович, того же лета приехаша вси здравы в Новгород". А Воскресенская летопись за этот год сообщает  о полтораста ушкуев Волгою "избиша по Волге множество татар и бесермен (бусурман, иноверцев) и армян в Каму до Болгар такоже творяще и воююще". Новгородцы до Каспия уже не добрались! ( По следам дедов и прадедов, но уже без поддержки общественного мнения).

Справка из Библии про сарацин и самарян.
           (1366-844=522)
. На протяжении более чем пяти веков (в ожесточенной борьбе) бытовало противостояние мусульман, "неразумных" хазар-иудеев - с одной стороны и русов с аланами, лезгинами, и, опять же, "неразумными" хазарами в союзниках - с другой стороны. Не могло это противостояние не обрасти легендами и поучительными притчами, не приобрести политическую и религиозную подоплеку! Тем более, что "мудрые" иудеи были в союзниках...
        Сорочинскую гору (Сорочины) лингвисты рассматривают как испорченное "сарацины", что в переводе с еврейского "сара-цины" означает "сыны Сары".  
      Еврейство у иудеев определяется по матери. Библейская  Сара - жена Авраама была бесплодной. Послушная еврейскому закону [1, Стр.79], чтобы не прекратить племя Израилево, Сара привела к Аврааму  рабыню - египтянку Агарь. От Авраама у  Агарь родился сын Измаил, который считался сыном Сары со всеми правами первородства. Измаил и мать его Агарь, изгнанные благодаря интригам Сары, были отправлены Авраамом в Египет, но поселились в Мекке. От Измаила и ведут свой род арабы. 
       Сара же в совсем преклонном возрасте от Авраама, которому исполнилось сто лет, "родила" Исаака. От Авраама и Исаака  ведут свой род иудеи.
       Таким образом, сарацины по былине (сорочины)  это арабы и евреи, потомки Измаила и Исаака - сынов библейской Сары. Кому же противостоят сарацины?
      Самаряне.  Самария - сторожевое место, сторожевая башня. [2, Стр.617-619]. Самаряне, согласно евангелию от Матфея, вполне язычники, враждебны евреям, ждали мессию, поэтому в большинстве своем, первыми последовали Христу. Сомнительного происхождения. Они считали себя и не язычниками, и не иудеями. Вражда между самарянами и иудеями почти ожесточенная. "Самарянин" - бранное (с презрением)  у иудеев слово.
       Об этом притча в евангелии от Луки. В ответ на вопрос: "Кто мой ближний?" поведал ее сам Христос. -  "Иудей, жертва нападения разбойников на дороге из Иерусалима в Иерихон, был спасен  самарянином (презренным врагом иудеев). Он оказался для страдальца ближе, чем  даже иудейский священник, бросивший жертву разбойников на произвол судьбы".
       Таким образом, самаряне - добросердечные последователи Христа, враги евреям, скорее язычники, чем христиане.
       Теперь же вооруженные знаниями приступим к анализу текста былины.
 Схема поездки Василия Буслаева на "моления".  
       Как отмечено в предыдущей статье, вехи маршрута Буслаева, расставленные в былине являются калькой сверхудачного маршрута набега аланской дружины на Закавказье и Иерусалим, возможно, по наводке римского императора Траяна -"тропой Трояней через поля на горы". Внимательно вчитаемся в текст былины:
          После двух недель плавания героя по рекам произошла встреча  с купцами (гости-корабельщики), которые поведали, что кружным путем до Иерусалима плыть полтора года. Очевидно, это известный былине маршрут вокруг Европы (Балтика, Северное море, Бискайский залив, Атлантический океан, Средиземное море в широтном направлении). Как видим из хроники походов русов против арабов, маршрут этот не такая уж для них диковинка! 
          Привожу расчет: длина маршрута по открытому морю= 9100 км ; длина  маршрута с учетом каботажного плавания в пределах видимости берегов, коэффициент развития маршрута равен двум  с половиной= 22750 км ; зимовка в условиях Скандинавии с долгой и суровой зимой= шесть месяцев или 180 дней ; выжидание погоды во время штормов в Бискайском заливе = 30 дней ; скорость судов в открытом море под парусом и на веслах при плавании по 13 часов=65  км/день (максимальная=120 миль/день=190-220 км/день)  ; продолжительность плавания с учетом ночных стоянок, остановок для пополнения запасов провизии и пресной воды=360 дней; общая продолжительность плавания= 560 дней или полтора года.
           Еще корабельщики поведали, что прямым путем до Иерусалима семь недель плавания. Очевидно, это скоростной сплав по рекам Русской равнины, Азовское море, море Черное, Средиземное море в меридианном направлении. Привожу расчет: длина маршрута  по ломанной (воздушной) прямой=5600 км; длина  маршрута с учетом каботажного плавания в пределах видимости берегов и извилистости русел рек и проливов, коэффициент развития маршрута равен двум =11200; продолжительность плавания с учетом ночных стоянок, остановок для пополнения запасов провизии и пресной воды= семь недель= 49 дней; скорость плавания= 229 км/день.
            Корабельщики также остерегли Василия,  рассказав про крепкую заставу казачьих атаманов на реке, на острове Куминский   с большим войском. Здесь у былины, вероятно, обобщение. Река Кума впадает в Каспий с запада. После  похода Святослава на северо-западном побережье Каспия закреплялись форпосты русов . Но Каспий оказывается в стороне от маршрута, если воспользоваться волоком между Волгой и Доном. Очевидно, корабельные заставы имелись на всех крупных реках и имели многовековую традицию.
         Корабельщики были осведомленнее Василия. Дружина Василия по молодости лет проскочила  волок из Волги в Дон и оказалась на Каспии в соответствии с главными вехами аланского похода на Иерусалим. Волок в Волгу находился на трассе Волгодонского канала вблизи речки Червленая (!). Заканчивались труды по преодолению волока у впадения Червленой в Дон, где на обоих берегах Дона остались топоследы былинного острова Куминский, а мелководье в середине водохранилища подсказывает его местонахождение и примерный размер. Застава казачьих атаманов контролировала очень важное в стратегическом отношении место. Контролировался заставой Дон и  одновременно волок из Волги в Дон, а значит и водный маршрут между Черным, Азовским и Каспийским морями. Конкретнее про топоследы!?
        На правом берегу Дона, напротив выхода из канала видим поселок. Кумовку, а на противоположном берегу Дона - станция Кумовка. Как раз между ними в середине водохранилища затопленный остров Куминский, проявляющий себя зарослями водной растительности и кустарника на мелководье. 
        Запомним сочетание условий преодоления волока: сплав по большой реке (Волга),  тяжкие труды на волоке по перетаскиванию судов, грузов, оружия и, к всеобщему удовольствию, окончание этих трудов и вынужденный отдых и безделие "на таможне" - заставе казачьих атаманов на острове Куминский (как у родственников у кумовьев в гостях).
         Читатель помнит еще про периодичность  больших походов русов  с периодом в тридцать лет?   Вот подтверждение былиной этого факта: "// Стоим мы на острове тридцать лет, // Не видали страха великого". За такой долгий срок застава казачьих атаманов перешла в режим "самообеспечения и самофинансирования" - (взятие пошлины и грабеж  кораблей строптивых купцов!). Никого застава не боялась, но вот подошла строевая часть  с громилой-воеводой при дубине из "червленого вяза".  "С полеткой соколиной,  поступкой молодецкой", парадным маршем  "пошагал-то Василий со  дружиною" перед атаманами казачьими и те живо вспомнили: зачем и кем  они поставлены на заставе!
        Поэтому,  после хлеба-соли и пира, чтобы не заблудиться, получает Василий от атаманов вместе с деньгами (на "моления") и провожатого молодца, поскольку, оказавшись в Каспийском море, он уже отклонился от водного маршрута в Иерусалим. 
       Ну, а на обратном пути Василию надо было заехать на заставу, чтобы отчитаться о "проделанной работе". Василий и отчет подготовил в письменном виде и обедать-пировать (по традиции) не остался, чтобы времени не терять и из Каспия в Волгу и далее - домой поскорее (до зимы)  добраться. Ведь надо было ему еще провести решающий эксперимент, оправдывающий поездку и все затраты!   Догадываетесь какой? Конечно не моление "по-ученому"!
        А до Сорочинской горы от заставы корабельной плыть было две недели еще (Каспий-Самара).  Привожу расчет 229*14/1.5/2=1070 км (против течения и не по прямой). Интересно, что двух недель пути вверх по Волге от Самары до Новгорода маловато будет (и три волока еще!). Может и впрямь Ярославль и есть Новый город. Ведь все города когда-то были Новыми! Тогда и Нижний Новгород будет на месте (вниз по Волге!)
Былинная  гора Сорочинская.
        Согласно былине, по пути в Иерусалим  на моления и на обратном пути дружина  вместе с предводителем, Василием Буслаевым, непременно посещает эту гору.  В то же время о святости горы ничего не говорится, просто за ней начинались Сорочинские земли (земли врагов по другим былинам) и около нее уже можно было встретить врага (того же Змея, хотя бы, или Жидовина). 
       По мифам славян, сорока - птица, посвященная Перуну (громовержцу, богу войны и дружинников), именно из-за своей черно-белой окраски [Стр.29, 3].
       Гора, однако, обеспечивала не духовные, но вполне практические запросы и должна была отвечать определенным  требованиям, а это:
- естественное укрепление в месте сбора дружин в пограничье;
- полевой госпиталь и кладбище для скончавшихся от ран и болезней 
дружинников на обратном пути. "// Будет Василий в полугоре, // Тут лежит пуста голова, // Пуста голова, человечья  кость";
- (кладоискатели, внимание!) импровизированный "банк" и прифронтовой склад для хранения денег, оружия, припасов, части добычи; 
- потаенное от врагов место, чтобы избежать превентивного удара перед вторжением, что вполне возможно на больших реках, и чтобы уйти от преследования при погоне, спрятать добычу, укрыть раненных и больных при возвращении;
- наличие леса для ремонта, постройки и переоборудования лодок (ушкуев) и кораблей, постройки землянок и заготовки топлива при зимовках и для маскировки.        
      Заслуживают внимания наблюдения восточных путешественников, которые своими глазами видели славянских воинов в начале X века,. Записи эти свидетельствуют, что наши предки в боевом походе постоянно носили при себе не только меч, но также топор, нож и другие необходимые инструменты, вплоть до пилы - целый арсенал "орудий ремесленника" [Стр.477, 3];
- необходимая для горы климатическая широта, своевременное  вскрытие реки ото льда, чтобы не упустить сроки высокой воды, что сокращало длину волоков;
- близость большой реки меридианного направления при сборе дружин на горе в сводный полк из ее верховий (Волжане, Донцы, Днепровцы, Днестровцы...)
учебный, тренировочный и реабилитационный (после ранений) лагерь по дороге туда и обратно. 
       Василий - на гору,  "А за ним летит дружина хоробрая". - Засиделись за веслами молодцы, а по трапу (в гору и с горы) можно только бегом!  Это "железное" правило корабельного старшины и в наше время. (Оказывается на горе Сорочинской Василий принимал у дружины зачеты по боевой физподготовке !)."// Стали  молодцы забавлятися, //Поперек  того камня поскакивати, // А вдоль-то его не смеют скакать"... - Само-собой, иначе зачем она - воинская дисциплина!          
       Камень на вершине горы с надписями это не что иное, как сооруженный макет крепостной (городской) стены для учебных штурмов с записанными на нем рекомендацией по преодолению препятствия и инструкцией  по технике безопасности. Этот  полномасштабный  макет участка стены был небольшой ширины ("топор подать"), но строго эталонной высоты ("три сажени печатные"
или девять аршин, или 6.4 метра), а длиною ( три аршина с четвертью или 2.3 метра). 
        У Василия "хватило дури" прыгать вдоль стены, что, конечно,  не имело  практического значения и запрещалось инструкцией, поскольку стен при такой высоте и с такой шириной по верху у арабов и иудеев не было! (Разве что только в  Иерусалиме, откуда и возвращался герой после  "богомолья"!? ) Воеводе бывших разбойников закон не писан!... Отсюда и производственный травматизм со смертельным исходом! 

 Город Иерусалим, что на реке Иордан [4], большая и сильная крепость, обнесен тройной стеной, внутри города находились две мощные цитадели: замок Антония и храм Соломона, окруженный четырьмя стенами.
Рис.2  Город Иерусалим, что на реке Иордан [4], большая и сильная крепость, обнесен тройной стеной, внутри города находились две мощные цитадели: замок Антония и храм Соломона, окруженный четырьмя стенами.


      
       Преодолеть шестиметровую  стену одним прыжком без спортивного снаряда проблематично Это же почти высота двухэтажного дома с цоколем! .Читатель знает олимпийский рекорд при прыжках в высоту? Ну вот. Если же использовать шест соответствующей длины, то с разбега стену можно перепрыгнуть, если она не очень широкая. Приземление по ту сторону стены тоже не сложно. Это, примерно, нагрузки на ноги парашютиста при встрече с землею при нормально завершающемся прыжке (Для тренированного воина - безделица, даже в кольчуге, даже с топором за поясом!). 
      Уважаемый читатель! Нам остается только гадать, то ли в Иерусалиме оказались стены толще и выше, чем у макета на горе в ширину и высоту, то ли подвела Василия самонадеянность и исключительная вера в свои силы. Как Вы знаете, похода русов на Иерусалим, по примеру предков, больше не было, а Царьград - не в счет, - его просто на испуг   не один раз брали!

Создание торгового товарищества в Новгороде.Рис.3 Создание торгового товарищества в Новгороде.
Купец, воин, пират, мореплаватель, корабел -  в древности эти профессии объединялись часто в одном человеке. Купцы и паломники, вдобавок, были еще и дипломатами, и разведчиками, шпионами то есть.
Справка по топонимике из БСЭ про город Сорочинск.
        Город Сорочинск  в Оренбургской  области расположен на реке Самаре в 250 километрах от устья. Река Самара является левым притоком Волги и впадает в нее у города Самары. Город Самара расположен на излучине Волги, которая огибает  единственную горную гряду на всем протяжении Волги - Жигулевские горы (Жигули). Эту излучину вполне можно пропустить и сократить маршрут плавания по Волге, воспользовавшись волоком в два с половиной километра у села Переволоки (Лифанов Н.А.). В 100 километрах от Сорочинска, выше по течению реки Самары, расположен город Переволоцкий. Около Переволоцкого находится древний волок из реки Самары в реку Урал (Яик), которая, как и Волга, впадает в Каспийское море в северной его части.
       Как видите, карта в этом месте "помнит" о великом противостоянии самарян и сарацинов (город Самара, река Самара, города Сорочинск и Переволоцкий, для обхода иудейской Хазарии).Да и хитрое очень место на границе с Хазарией (Лифанов Н.А.)
Цепь гор сорочинских по всему югу Русской равнины - южная граница Руси докиевской (демократической).
  
         Проведем небольшое исследование. Наиболее важным свойствам горы Сорочинской является ее климатическая широта, определяющая и многие другие полезные ее качества для русичей:  сроки вскрытия рек ото льда, наличие леса, как источника материала для судостроения и жилья и топлива зимой, так и обеспечивающего скрытность дружины, складов и кладов, возможность ловить рыбу и охотиться на дичь. Климатическая широта, проходящая через реку и город Самару на Волге  в направлении на запад, в отличии от географической, опускается к югу и проходит примерно через города: Воронеж (немного южнее) Дивногорск (!) на Дону,  Харьков (немного южнее) на Северском Донце, Днепропетровск (немного севернее) на Днепре, Первомайск на Южном Буге, Тирасполь (Сорока (!) выше по течению) на Днестре, Галац на Пруте, Нагорное (!) на Дунае вблизи дельты. 
       При анализе топонимики современной карты вдоль этой климатической широты будем выделять по названиям объектов карты районы, указывающие на: "сорочиность"- Сорочинск, Сорока, Сорокотяга, "самариность"- Самара, гористость - Дивногорье,  святость- Святогоривка, близость волока - Волоконовка, названия близкие былиной тематике и дружинному фольклеру: (Богучарка - чарка  вина богу за помощь в трудах. Вязовка - дубина Василия из "червленого вяза". Грайворон - "вороний грай", в который "не верует" Василий вместе со "сном" и "чохом".
          Рассмотрим "подозрительные районы", каждый в отдельности:
   Район реки Самары, притока Волги,  мы рассмотрели уже. Считаем его эталонной Сорочинской горой. Расположена гора на рокаде - параллельной границе или фронту дороге для  оперативной переброски войск и обеспечения фронта. (Волга - Урал).
  Район Волгодонского канала на месте древнего волока, рокада Дон- Волга. Напротив выхода канала в Цимлянское водохранилище мелководье с зарослями камыша и кустарника выдает существовавший здесь на Дону былинный остров Куминский. Контроль над волоком в Волгу из Дона. П. Кумовка и ст.Кумовка на берегах водохранилища напротив острова, п. Червленое, балка Червленая, п.Горный, п. Горная Поляна, о. Вязовка, о. Вязовая грива, р.Червленая, п. Черкассово (былинные седла оттуда!), п. Мариновка (Добрыня и Маринка), п. Ильевка (от Ильи Муромца).
  Район Дивногорска на Дону. Рокада Северский Донец-Дон. Дивногорск, Волоковое на волоке из притока  Северского Донца в приток Дона. 
- На Северском Донце на Ворскле выше Харькова - Вязовое и Грайворон, Змиев (ниже Харькова), а вблизи может быть волок в Северский Донец.
  Еще одна река Самара (!), впадающая в Днепр у Днепропетровска. Рокада Днепр-Северский Донец,  на ее притоке - реке Бык: Святогоривка, Вязивок, Нововязовское, Черкасское, Богуслав, Войсковое , Большое Сорочинское у Миргорода (близ известной по Гоголю Диканьки).
  Рокада Южный Буг-Днепр, в Южный Буг у Первомайска впадает Синюха, на ее притоке Гирский Тикич, волок Сорокотяга в реку Рось - правый приток Днепра. По Роси: Пятигорье, Гайворон, Богуслав, Русская Поляна, Черкассы, а на Днепре - Золотоноша. Выше Первомайска - Гайворон.
  Сорока на Днестре. Волоков в Южный Буг нет - шли, вероятно, морем и далее через Керченский пролив.
   Нагорное на Дунае, аналогичное предыдущему замечание.

        В итоге получаем: - четыре "сороки", три "самары", пять "волоков" и трудно сосчитать все остальное с былинной тематикой. 
       По географии линии Сорочинских гор видим, что воевала Южные моря вся Русь, а не только Новгородцы. Посмотрите, на той же карте вблизи линии города: Новопсков...

Новгородские ушкуйники
Рис.4 Новгородские ушкуйники

Традиция корабельных застав. 

 Аналогично Куминскому острову, стояли и на других реках Русской равнины корабельные заставы: Волга, Дон, Днепр, Днестр, Южный Буг, Дунай. 
  По свидетельству археологов контролировал свои водные пути аланский союз племен (Кубань, Дон, Маныч);
  Осведомителя Страбона (римского соглядатая) далее устья Дона вообще не пустили, запугав предварительно пограничной стражей (дикие варвары на восточных берегах Меотиды - Азовского моря первых веков нашей эры). 
  На картах Птолемея четко отслеживается "граница незнания" вокруг племен аланского союза: р. Киркинит обрывается недалеко от устья, Дон известен только в общих чертах и на поверку оказался в верховьях Северским Донцом, Кубань известна лишь приблизительно (про Протоку и помина нет, хотя, быть может, ее еще и не было).

Карта юга Русской равнины. Белыми элипсами отмечены районы гор Сорочинских, волоков, объектов карты с былинными названиями: 1- (г.Сорочинск, р.Самара, г. Самара, г. Переволоцкий); 2- (п. Кумовка, ст.Кумовка, п. Червленое, балка Червленая, п.Горный, п. Горная Поляна, о. Вязовка, о. Вязовая грива, р.Червленая, п. Черкассово, п. Мариновка, п.Ильевка); 3- (р.Самара, п.Святогоривка, п.Вязивок, п.Нововязовское, п. Черкасское, п.Богуслав, п.Войсковое, п.Большое Сорочинское, п.Ясногирка, п.Красна гора, г. Теплогорск, г. Словяногорск); 4- (р. Гирский Тикич, п. Сорокотяга, р.Рось, п.Пятигорье, п.Гайворон, п. Богуслав, п. Русская Поляна, п.Черкассы, г. Золотоноша, г.Гайворон); 5 - (г.Сорока); 6- (п.Нагорное); 7- (р. Маныч, р. Кума, Кума-Маныческая впадина); 8- (г.Дивногорск, п.Волоковое, г. Богучар, п.Вторая Белая Горка).  Стрелками обозначены атакованные города на побережьях морей. 

Рис.5 Карта юга Русской равнины. Белыми элипсами отмечены районы гор Сорочинских, волоков, объектов карты с былинными названиями: 1- (г.Сорочинск, р.Самара, г. Самара, г. Переволоцкий); 2- (п. Кумовка, ст.Кумовка, п. Червленое, балка Червленая, п.Горный, п. Горная Поляна, о. Вязовка, о. Вязовая грива, р.Червленая, п. Черкассово, п. Мариновка, п.Ильевка); 3- (р.Самара, п.Святогоривка, п.Вязивок, п.Нововязовское, п. Черкасское, п.Богуслав, п.Войсковое, п.Большое Сорочинское, п.Ясногирка, п.Красна гора, г. Теплогорск, г. Словяногорск); 4- (р. Гирский Тикич, п. Сорокотяга, р.Рось, п.Пятигорье, п.Гайворон, п. Богуслав, п. Русская Поляна, п.Черкассы, г. Золотоноша, г.Гайворон); 5 - (г.Сорока); 6- (п.Нагорное); 7- (р. Маныч, р. Кума, Кума-Маныческая впадина); 8- (г.Дивногорск, п.Волоковое, г. Богучар, п.Вторая Белая Горка).  Стрелками обозначены атакованные города на побережьях морей. 
- На Северском Донце на Ворскле выше Харькова - Вязовое и Грайворон, Змиев (ниже Харькова), а вблизи может быть волок в Северский Донец.

Моя версия названий рек Маныча и Кумы

         Дружины не из верховий Волги и Дона, а из других областей Руси Докиевской подходили  по Черному и Азовскому морям, входили в Дон. (О них и свидетельствуют письменные источники времен походов на Каспий). Далее к острову Куминский, волок и сплав по Волге в Каспий. Но если Волга перекрыта хазарами, не подниматься же до Самары, не преодолевать же еще один волок из реки Самары в реку Урал и далее по Уралу в Каспий?! Кратчайшая дорога на воюемый Каспий манила дружины. Так появилась река Маныч! Спокойная степная река - левый приток  Дона (сейчас на ней цепочка водохранилищ). В верховьях Маныча дружины ждал нелегкий волок через Волго-Донской водораздел с такими же трудами, поэтому долгожданная река в Каспий  тоже стала зваться Кумой! После трудов на волоке можно было расслабиться и отдохнуть, как у кумы в гостях. Не правда ли, похожая ситуация, как и после волока из Волги, где остров Куминский?!
         Таким образом, три водных пути в Каспий  использовали русичи:

 

 Волга, Самара, волок, Урал;

 

Сплав по Волге через Хазарию;

 

Дон, Маныч, волок, Кума.

        Доказательством реальности третьего маршрута могут служить мое толкование названий рек Кумы и Маныча, а также описание вторжения русов в 1030 году, по которому после Дербента русы ушли на запад.
 Наверняка ушли к припрятанной на Куме или в верховьях Маныча флотилии. Может быть здесь при наличии сильных ветров Калмыкии, родилась идея поставить лодки на колеса и преодолевать волок под парусами!


  Наметки по истории докиевской Руси - объединительная роль русских военных походов  и походов против иноверцев. Общие обычаи по всей Руси.

        Но вот вернулась дружина из очередного похода за богатством и за славой в родные места. Вернулись русскими воинами, хотя уходили в поход молодыми ополченцами, волонтерами Удачи. Вернулись сплоченной военной силой, хотя уходили в поход ватагами. Могли у них возникнуть трения с  земляками в борьбе за власть? Могли! Вот и бьется дружина Василия Буслаева с новгородцами не на жизнь, а насмерть, хотя и не мечами, но дубьем и тележными осями. Это уж точно! И данью Василий с матерью горожан - земляков обложили для прокорма дружины и в мирное время... Тут уже один шаг до создания регулярного войска!  
        Почти вековая традиция русских походов на Южные моря и "дала под руку" Святославу такое войско, закрепившее победами предшествующие завоевания.
        Дорогого стоит и свидетельство историков о существовании по всей Руси обычая отмечать праздники вскладчину - братчины. Как он мог родиться без совместных походов? Существовали также ремесленные союзы со старостами и судами своих членов. 
        Ученые изобрели даже специальный термин - "дружинная культура" [Стр.354,3], пытаясь объяснить вот такой феномен: почему пояса профессиональных воинов - членов дружин - были в те времена почти одинаковы для всей Восточной Европы. А в то время поясные наборы "мирных" мужчин менялись от племени к племени. Привлекались такие понятия, как "широкие связи между народами", "схожесть воинских обычаев разных племен".
        Рождающуюся армию воинства Руси Докиевской видеть никто не хочет или не может. А ведь так все просто! В кольчуге воин , в бою, в походе или на привале, штурмует ли стену вражеского города или в лодке на веслах - поясной набор всегда виден, всегда сверху. Это же знак "свой-чужой" для всей армии, единый знак вне зависимости от племени, родом из которого воин. Он - русич! 
        Бытовало и выражение "лишить пояса", что означало "лишить  воинского звания".
       Довершить картину может схожее оружие, дружинный эпос, сами былины и носитель их - сложившийся в результате походов русский народ!  

Использованная литература:

  1. Зенон Косидовский. Библейские сказания. М., "Политическая литература",1987
  2.  Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия., М., 1891 
  3. М. Семенова. Мы - славяне!  Популярная энциклопедия. СПб., "Азбука"- "Терра", 1997
  4. Е.А. Разин. История военного искусства. "Полигон.АСТ" ,1999
  5. Былины. Государственное издательство художественной литературы. М., 1955

Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомиться

Hosted by uCoz