Таганрог

Ейск, Россия Амельченко В.М.

Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко

Северный берег Азова
Не стал Садко плавать по Балтике, не из его былины это море, не "сине море" - море Балтийское!
Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко Посмотрите содержание сайта Продолжим знакомиться
Не стал Садко плавать по Балтике, не из его былины это море, не "сине море" - море Балтийское!

Б.А. Рыбаков солидарен с Д.Б. Грековым, что "Былина - это история, рассказанная самим народом".

 Прочитав эту статью, Вы узнаете, что:
  Чудесные золотые рыбки Садко это красные карасики из пресноводных стоячих водоемов Причерноморья;
  Не был еще новгородским купцом Садко, когда предпринимал торговую экспедицию в Золоту Орду;
  Обнаружены "слуги морского царя", которыми тот удерживал корабли Садко в Синем море;
  Вторая жена Садка, Чернавка, то ли гречанкой была, то ли черчешенкой, а может быть родственницей Черномору;
  Маршрут Василия Буслаева в Иерусалим на богомолье это лишь калька маршрута сверхудачного грабительского набега предков на Закавказье и Иудею, естественно, от другого Нового города и от другого озера, и с другими целями ...

Введение. Первые попытки реконструкции географии былин. Вооружившись моей рабочей гипотезой, специалисты смогут сделать много больше и профессиональнее. Я же представляю сейчас только первые опыты.
Итак, согласно исследованиям Мирзоева [1], былины слабо описывают города Руси, хотя знают Чернигов, Новгород, Смоленск, Муром, Галич, Ростов. А может быть пророчески видят в них будущих конкурентов Киеву. География соседних государств описана тоже слабо, однако южные и юго-восточные соседи (и даже очень дальние) известны былине много больше , чем в других направлениях. (Почему-то!).
Хотя каждый практически сюжет в былине начинается с дороги, внутренняя (сухопутная) география Руси былины, похоже, не интересует вовсе.
Зато как подробно описаны речные и морские пути!
Поскольку в более поздние времена выход к морю имели новгородцы, то и путешествия морские совершались ими чаще. Тут сказители стали по мере сил  привязывать географию былин к Новгороду и его региону.
Впрочем, это не всегда удавалось. Сама былина и подвиги предков, в ней описанные, не поддавались переделке и модернизации.
Опыт первый. Вот пересказ Мирзоева [1, Стр.87].
былины слабо описывают города Руси, хотя знают Чернигов, Новгород, Смоленск, Муром, Галич, Ростов.Садко "на черных (гомеровских! В.А.) на кораблях" по Волхову вышел в Ладожское озеро, а из него через Неву попал на "сине море" (т.е. Балтийское), а оттуда (Мирзоев негодует: былина заблудилась!) неожиданно для современного читателя "воротил он в Золоту Орду".
Кратко описываем маршрут путешествия, не используя топонимику новгородского региона:
река , озеро, широкая и короткая река (или пролив), кружной путь по морю к Орде. Правильно?
Реконструируем маршрут, может быть, предшественника Садко, который былина помнит, но про новгородского купца (новгородцам же!) рассказывает.
Читатель напрягся? Расслабьтесь! Невероятные чудеса нас не ожидают, но и на неведомые русско-славянские древности я ссылаться не намерен.
Для начала справка по Гумилеву [2, Стр.496].
Главная ставка гуннских вождей в начале V века находилась в степях Причерноморья. Туда направлялись византийские посольства до 412 года."
А теперь поплыли.
  Дон (Танаис) или Кубань (Варданус),
  Меотийское озеро (Азовское море времен Страбона и Птолемея),
  Керченский пролив (Боспор) и
  вокруг Крымского полуострова (Таврика) к ставке гуннов (Золота Орда).
     Приплыли.

     И не надо никаких натяжек, не надо былину - историю народа, народом же рассказанную, лишний раз в недомыслии обвинять!
Реконструкция первого "чуда" Садка. 
     По свидетельству былины, в Новгороде сам он не местный был. Без дома, без родни, без денег, без имущества, но русич и умелец игры на диковинных гуслях, артист и торгаш, словом. А, следовательно, знаток тонких струн славянской души.  Откуда же взялся Садко в Новгороде? Видим же, что в Новгороде он был на "гастролях". Возможно, что без товаров, без денег оказался он здесь, привезенный  все теми же новгородскими купцами по пути "из варяг в греки", но в обратном направлении. Видимо не очень дешева была плата за провоз! А гребцом на веслах музыканту было видимо быть "не с руки".
Когда его игра новгородцам наскучила, а нравы "обчества" он повыведывал, решил продать он свой товар умеючи. Я не гусли имею ввиду и не  игру на них искусную, а заветный товар из заветного боченка: рыбок--золото перо! Чудо -чудное и для Ильмень-озера, и  для Волхова-реки, и для Онеги..., и для всего северного новгородского края!  Как Вы знаете, чудо удалось на славу!  Царь морской (водяной) (Что он в Ильмень-озере забыл?!) по желанию (и руками) Садко по одной золотой рыбке на один заброс сетей шелковых им подбрасывал (я думаю уже в лодке, для надежности) . Садко выиграл спор, обогатился и по праву стал богатым новгородским купцом.
Справка по ихтиологии. Красный карась, одной из разновидностью которого является аквариумная золотая рыбка, - обычный обитатель стоячих пресноводных водоемов на юге России. Рыбка красивая и необычайно живучая. Его родственники, белые карасики, под моим присмотром жили несколько лет в холодной воде колодца, без корма и в полутьме. Не росли, правда. Чудес-то не бывает! Ихтиологи могут уточнить границу обитания золотой рыбки в природе(карася красного). Для нас важно, что рыбка южная и на юге - не такая уж диковина. 
( Не диковина, как и царь морской! 
В нартском эпосе у кавказских народов (осетинов) Донбеттром он величается. А былинное море у предков русичей с предками осетин  было общее. Понтом Эвксинским  по-гречески, Сине море на древнерусском, Черным морем сейчас оно называется.)
Реконструкция и других чудес из былины про Садко.

- Никого не удивляет, что в штиль, в открытом море корабли не движутся (на то весла есть!)
- Никого не удивляет, что на реке без всяких усилий лодочников судно лихо мчится, увлекаемое течением. Ведь течение, благодаря близости дна и берегов, зримо струями и водоворотами своими. 
- Теперь представьте широкую реку в море. Дно - глубоко, берега - далеко, еле видимы. Корабль плывет на всех парусах по такой морской реке при попутном ее течении. Что-же? - Все как обычно, просто может быть приплыли быстрее (почему-то!)
- А что, если течение  такой морской реки навстречу движению? - Корабль стоит на месте и не движется и это под всеми парусами и при попутном ветре! Что это? - ЧУДО! (Струй-то течения в море не видно, либо они замаскированы волнами.)
// А волной-то бьет, паруса рвет, // Ломает кораблики червленые; // А корабли нейдут с места на синем море.  [4]

       И день "нейдут", и два "нейдут", хорошо - не пятятся! ... Начались "разборки" среди мореходов. - Поиски виноватого... Жребии поголовные, надписи на жребиях (граматеи же все!)... Жизнь решается! Сейчас не до управления судном... Командует всем страх неведомого!... 
       Садко оказывается на дубовой доске за бортом. Доска мелко сидит в воде, а потому легонечко выносится ветром на ближайший берег. Герой даже соснуть успел...
       А корабли с перепуганной дружиной стали сами собой к ветру (и к течению!) и лихо "как черны вороны" понеслись в открытое море. Опять же, Чудо! Только виновного выкинули и сразу они понеслись! - Куда?! - Не важно куда! Живы-то почти все пока... куда-нибудь приплывем! 
       А потом несколько недель скитания по морю в поисках невидимых, но попутных морских течений, или хотя бы не очень сильных встречных...
        А наш Садко после страхов, купания и плавания на доске с горячечным сном и сновидениями вдруг просыпается "на крутом кряжу Чернавского берега". Любым способом (а хоть и пешком!), благополучно добирается до дома. Еще и обженился по дороге опять же на Чернавке. (На ком же еще жениться на крутом Чернавском берегу, тем более, что не по своей воле! ) Может с гречанкой боспорской, а может  с черкешенкой. Кто знает?
          Ну а потом, после встречи с первой женой, встречали они вместе все "хоробрую дружинушку" на кораблях груженых "золотой казной"и "великими барышами  из Золотой орды", да уж конечно не во Новегороде, что на  Ильмень-озере. А вероятнее всего в Крыму или на Тамани, на Дону или на Кубани...
Не без грубости отвечал Садко "хороброй дружинушке" про чудесное свое спасение:
- Где был, где был?! Куда и выкинули... - У царя, вестимо, у морского... Помните рыбок золотых от него?! ... А в море больше не пойду я с вами... Ребята вы лихие, - будете при каждом своем страхе в холодную воду Балтики, к знакомцу моему, царю морскому, выбрасывать, так я от этого могу и простудиться...!
Океанологическая справка. В Черном море, в двух его половинах, против часовой стрелки, постоянно вращаются два водоворота, а в Азовском  море Дон задает свой водоворот такого же направления вращения. Северные части обоих водоворотов Черного моря образуют вдоль берегов Крыма течение направлением с востока на запад. 
          Вот поэтому "неприятности" и "чудеса" у Садка начались на обратном пути из Золотой Орды!

Опыт второй.
Тут без загадок - все просто!
от озера Меотиды (Азовского моря) и Танаиса (Дона) через Каспийские ворота (проходы в горах Кавказа) в Мидию, Армению и Иерусалим на реке Иордан.     Былине известен маршрут удачного набега аланской дружины на Иерусалим, что на реке Иордань. Он был совершен отозера Меотиды (Азовского моря) и Танаиса (Дона) через Каспийские ворота (проходы в горах Кавказа) в Мидию, Армению и Иерусалим на реке Иордан. (Синим выделены не ссылки, а просто так легче можно сопоставить синее с красным дальше по тексту).
       Дружина была сплошь конной. Былинный же герой, Василий Буслаев, мореходом был. Потому наблюдаем  такие астрономические прыжки: Ильмень озеро, море Каспийскоерека Иордань и вот он - Иерусалим.
      Про аланский набег и разрушение Иерусалима посмотрите предыдущую статью.
На корабле, как на коньке-горбунке, в три скока! Любопытные наблюдения.  
       - В морской столице Славянской руси хотя бы один мореход похвалился бы своим кораблем! Или все корабли и флотилии фрахтовались у Господина Великого Новгорода и были общественными? 
       - При дотошной речной и морской географии былин не нашлось в ней места для Азовского моря. Впрочем, - ничего особенного!  Греки и римляне Меотиду того времени (Азовское море  в начале нашей эры) Меотийским болотом и Скифскими прудами обзывали. 
        - Заклинание Синего моря с просьбой угомониться переходит из былины в былину. Наверно, это не с проста, поскольку, что  такое та же Балтика для Новгорода? До нее плыть и плыть. А впечатление такое, что плещется Сине море на пороге, ведь! .//Тут век про Добрыню(Ставра, них) старину скажут(поют),//А синему морю на тишину,//А вам, добрым людям, на послушание. [Стр.147, 258,399 5].

Заключение.  Уважаемый читатель! Я прошу прощения за игривый тон статьи. Сам жанр сказки, былины, сказания на такой тон меня настроили. Опять-же, совестно ощипывать "золотые перья" со сказки! Чтобы скрыть это смущение и выбран такой тон повествования. Что-же делать, если не нашли (или не поняли, что нашли) мы письменных источников наших граматеев-предков? Зато, видите, былина, искрится всеми цветами радуги и посверкивает красным золотом! Опять же, поверьте, что руки автора - не руки анатома со скальпелем, а влюбленные руки благодарного потомка, нежно перебирающего и любующегося драгоценностями много тысячелетней народной поэзии. Правда, голова при этом вооружена и палеогеографией, и историей, и археологией, и этнографией, и антропологией, и компьютерным моделированием. Так, что достоверность добытых крупиц знания о прошлом нашего народа, я стараюсь гарантировать!

Резюме. География древних русских былин отражает северочерноморское обитание предков русов. Южные и юго-восточные соседи известны значительно лучше, даже очень дальние. Подробнейшее описание морских и речных путей в былинах свидетельствует о мореходной практике, создавшего их народа. Несуразности былин, возникающие при попытках привязать их к  северному региону легко и просто снимаются при северочерноморской их привязке. Более древние пласты былин отображают участие предков русов в набеге конной дружины алан на Закавказье и Иудею.
Таким образом в былинах зафиксирован изменившийся быт племени: народ всадников-воителей превратился в морской народ купцов-мореходов и воинов-варягов.

Использованная литература:

В.Г. Мирзоев Былины и летописи - памятники русской исторической мысли. "Мысль",1978 Л.Н. Гумилев. Ритмы Евразии Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. В.Ф.Патракова, В.В. Черноус Ростов-на-Дону, "Русская энциклопедия", 1990 Былины. Государственное издательство худажественной литературы. М., 1955 Былины. Издательство московского университета. М., 1957

Слайд-шоу

Посмотрите содержание сайта Продолжим знакомиться

Hosted by uCoz