Резюме: В этой статье я познакомлю Вас со следующими темами:  Древнее золото в морских россыпях у берегов Абхазии и Колхиды. Предпосылки хронологии Атлантиды. Новости египтологии:локализация сказочной страны Пунт. Экзотика Египта и Красного моря и морская  колония атлантов у древних и античных авторов. Благовония, косметика и чудеса древнего Египта и Кавказа. Население древней Абхазии  и Колхиды. Морские путешествия египтян. Фрески египтян и ихтиология в исторических и этнографических доказательствах – гремучая смесь!
Гламур (очарование) и чудеса древнего Египта и Кавказа, моря Красного и моря Черного.

Локализация сказочной страны Пунта из истории Египта
 

Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко   Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомитьсяРейтинг@Mail.ru

Введение. География древних цивилизаций.
 

    Золотой век человечества. Загадки сказочно богатых стран, исчезнувших неведомо как давно, неизвестно куда. До сих пор они волнуют род людской, тем более, что интригующая завеса тайны, нехотя, приоткрывается. Хочу пообщаться с моим читателем по проблемным вопросам истории, которых нет еще в современной исторической науке. Это о так называемых "допотопных" временах, то есть про самое-самое начало истории цивилизованного человечества. Мне не очень симпатично связывание цивилизации с государственностью, но видимо ничего не поделаешь!

Рисунок 1. Кольцо внутренних морей, озер и заливов.

Самое-самое начало истории  мне приоткрыла локализация легендарной Атлантиды. Вот я и хочу этим новым видением поделиться со своим читателем.

Традиционная хронология государств древнего мира и античности.

От Атлантиды мы и пойдем по кольцу морей против часовой стрелки. Если Вы не против.
    С подачи  Платона и по моей локализации известна теперь Атлантида в Азии,  гибель  метрополии которой около 1400 г. до н.э. еще нужно обосновать. На ней же и на Каспии кольцо наше замыкается. Платон сообщает о девяти тысячах лет со времени войны атлантов против египтян и греков. Временные рамки Атлантиды  я постараюсь конкретизировать по синхронной истории Египта и уточнить, что эти девять тысяч лет означают.
    Около 2600 - 2200 - 1550 - 1125 гг. существует Элладское государство. Историки разделяют время его существования на ранний, средний и поздний периоды. Таким образом называются периоды истории в традиционной хронологии Греции. Приведенными числами обозначены примерные границы периодов. В последний период позднеэлладский или Микенский государством правили легендарные цари: Агамемнон, Тезей, Эдип, Менелай. 
Около 3000 - 2200 - 1580 - 1050 годов до н.э. на острове Крит возникает самая ранняя из известных европейских цивилизаций.
Параллельно около 3000 - 2000 существует Финикия на восточном побережье Средиземного моря у подножия Ливанских гор с поселениями: Тир, Сидон, Библ, Арет, Берит, Триполис.
    Параллельно в 3000 - 2800 - 2250, 1580-1085 существовало государство на севере Африки на берегах Нила в Египте. Сначала в виде Раннего царства со столицей в Мемфисе,  потом Древним царством с экспансией на Синайский  и Сомалийский полуострова, и часть побережья Аравии. В это время осуществлялось строительство пирамид. Потом было Новое царство, подчинившее Вавилонию и Хеттское царство (1650 - 1200 гг. до н.э.)
    Параллельно около 3000 - 2300, 2316 - 2176, 2111- 2003 существуют Шумер в южной Мессопотамии с городами вокруг храмов Мари и Ашшур, а затем Шумеро-Аккадское царство и государство Ур в Месопотамии. Около 2003 - 1595, 1146 - 1105 существует Старовавилонское царство и Вавилония при Навуходоносоре I.
Около 1800-1350- 1100 существует Ассирийское государство со столицей Ашшур.
   Около 3000 - 2500 особняком в моей схеме существует культура Яншао в Китае.  
Такова примерно светская хронология начала цивилизации. 

Кольцо этих внутренних  морей, заливов и озер  радикально воздействовали  на цивилизации. Моря кольца не только создавали райские условия для развития центров цивилизаций, но и периодически затопляли свои побережья. Поэтому следы потопов находятся археологами в этом  регионе во многих местах. На рисунке 1 приведена карта этого региона кольца морей.
Платон настаивает, что потоп (великий) был не один, а было их несколько, не менее трех. Третий потоп был связан с гибелью Атлантиды и с одновременным уничтожением в природном катаклизме огромных воинских сил греков (Афины). Подозреваю, что еще один из потопов был связан с переполнением замкнутого прежде Черного моря и c землетрясением, соединившим это море с Мраморным, Эгейским  и Средиземным морями.
    Так что поводов для принудительного расселения и переселения у древних цивилизаций, получивших стимул от этих экстремальных воздействий природы, было предостаточно. Расселением от мест возникновением можно объяснить некоторые загадки древнейшей истории.
     Вы догадались уже, что эти древние (первичные) центры цивилизации подразумеваются мною вокруг этого кольца (ожерелья) морей? Имеются ввиду южная часть Каспийского моря, Азовское и две части Черного, Мраморное, Эгейское, восточная часть Средиземного, северная часть Красного моря и Персидский залив Индийского океана. Кстати, и не обязательно внутри кольца этих морей (в районе междуречья Тигра и Евфрата),  многие цивилизации родились на периметре его.

Египет, Атлантида  и Пунт в мировой истории.

    Сведения египтян об Атлантиде, полученные  через греческого философа Платона, позволили мне локализовать Атлантиду. У меня возникло предположение: а не может ли теперь локализованная Атлантида с моей помощью уточнить историю Египта и других древних государств. Белых пятен в древней истории еще предостаточно. Государственность, то есть цивилизацию у Атлантиды предстоит еще установить, поскольку свидетельства Платона окажется, наверное, недостаточно.
    Конкретно, здесь у меня речь пойдет о столь же легендарной сказочной стране Пунт. История путешествий египтян в Пунт, дипломатические  и военные отношения Египта с Пунтом, фольклор египетский о Пунте занимают большой период в истории Египта, может быть даже не за одну тысячу лет, а за целых три тысячи лет, что не мало.

   
Критика существующей версии локализации Пунта в Сомали.  

    Археологи и историки с оговорками приняли версию локализации страны Пунт  на севере Сомали. Это экваториальная область Африканского Рога и одновременно  южное побережье Аденского залива. Такой локализации придерживается Франсуа Бальзан, например. Он ссылается на профессора Пьера Монте, который осторожно называет эти территории "легендарной Страной Благовоний.
     Бальзан называет путешествия туда во времена Древнего царства Египта, упоминает о прекращении  путешествий в Пунт на время в середине третьего тысячелетия до н.э. после фараона Пепи II. Настаивает, что в период Среднего царства они возобновились и продолжались до нашествия гиксосов в семнадцатом-шестнадцатом веках до н.э.  Что вновь возродила эту традицию экспедиций в Пунт царица Хатшепсуг в 1494 году до н.э. Что путешествия продолжались и при фараонах Тутмосе III, Аменхотепе II, Хоронемхебе, Рамсесе II, Рамсесе III.
    Обосновывая реальность экспедиций, Бальзан оговаривает много подробностей. Тут и  сезонность действия канала и сухой долины в пустыне (вади) под названием Тумилат. И редкое использование этого канала, соединяющего восточное русло дельты  Нила с Горькими озерами и Суэцким заливом Красного моря. Упоминает периодические подвиги фараонов по  восстановлению судоходства в канале. Их деятельность по градостроительству и благоустройству дельты Нила, и в особенности ее восточной части.
    Надо заметить, что практически все морские путешествия египтян начинались от восточной части дельты. Здесь, вероятно, были и храмовые склады, и места перегрузки грузов с морских судов и с караванов через пустыни на речные суда и караваны к храмам и столичным городам, к Фивам стовратным, например.
    Бальзан по египетским фрескам  в Дейр-эль-Бархи пытается описать  страну Пунт, ее население и правителей. Он относит население Пунта  к желтой расе, подчеркивает внешнее сходство их с египтянами, высокий рост, широкоплечесть и круглоголовость. И теряется в догадках о происхождении пунтийцев, предполагая, что они были выходцами то из Африки, то из Индии. На фресках у царицы Пунта и дочери ее было обнаружено даже заболевание - стеатопия - чрезмерное развитие жирового слоя в ягодичной области. Естественно, что эту "редкость" тут же разыскали, правда, не у народа Самали, а у некоторых народов не Восточной, а Южной Африки. Эту фреску я пока не нашел: чтобы была царица Пунта с дочерью. Бальзан обращает внимание, что пунтийцы носили  ожерелья с круглыми медальонами и поклонялись богу солнца Амону-Ра. Откуда-то откопал Бальзан сведения о том, что Ра, в качестве царя правил городом Томери, который тоже бесследно исчез. После окончания египетских экспедиций в Пунт исчезли, впрочем, не только царь и бог, и город, но и весь народ. То ли выселились они из Страны Благовоний, то ли слились с непохожими на египтян пришельцами.
    Одним словом - все пропало неведомо куда. Ничего странного. По-моему так и должно было быть. - Не кажется Вам, что не там ищете, господа! 
   
"Козырная карта" моих предшественников - благовония из страны Пунт.
    Этот "козырь" тоже умаляется самим Бальзаном. Оказывается, что лучшие благовония и сейчас поступают из маленьких сомалийских портов и даже скорее с острова Сокотра в Индийском океане, чем из предполагаемой страны Пунт. А на противоположном берегу Красного моря и Аденского залива издавна добывают только второсортного качества благовонную смолу. Добывали ее и подданые библейской царицы Савской и главным образом из можжевельника (Juniperus lycia).
    А это уж точно была страна благовоний с древнейших времен! И на тебе - благовония из можжевельника считаются лишь второсортными! Посмотрите, как о благовониях пишет Платон, ссылаясь на египтян, а те на атлантов и Атлантиду. "...все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или в плодах, все это она рождала там и отлично взращивала". Это о земле атлантов и об атлантах, которые разбирались и знали толк в благовониях, причем в самых разнообразных.
   
Давно оказывается бита  "козырная карта" моих предшественников. Есть и были оказывается другие места на планете,  в изобилии рождающие разнообразные благовония!
     Бальзан говорит еще о здоровой конкуренции
египетских поставщиков благовоний и кочевников, грудью стоявших за  свою караванную торговлю по берегам Красного моря, и в конце концов переупрямивших египтян с помощью морских пиратов Красного моря.
    Многие историки, разбирая тексты египтян
, настаивают на раздельных путешествиях в Пунт и в Южное Красноморье. Хотя зачем было бы их различать, когда по приведенной версии это практически один и тот же район. До пролива, за проливом. Там благовония и здесь благовония. Вот и вся разница. У меня подозрение, что благовония  и  еще кое-что, негры с негитятами, например, только "встречались" с товарами из Пунта у Восточного русла дельты Нила, а далее следовали в столицы Египта на одних и тех же кораблях.  А учет у фараонов был еще не на должном уровне. Да и сами они приврать любили...
    С. Козлов в послесловии к работе Бальзана подвергает критике его этнографические исследования. Он признается, что "историки и сегодня не могут с уверенностью показать на карте то место, куда посылали египетские фараоны свои экспедиции за миррой, ладаном, слоновой костью, благородными металлами и прочими дарами далекой страны, лежащей где-то "на краю земли"". Козлов перечисляет богатства привозимые из Пунта, никак не связывая их с локализацией Пунта в Сомали. Усматривает в изображениях жителей Пунта признаки негроидной и эфиопской расы. Добавляет про черный цвет кожи аборигенов Пунта, ссылаясь, правда, на шумерские и аккадские клинописи. Лингвистическим подтверждениям Козлов не доверяет, пытается расширить понятие Пунта на все прилегающие территории Африки и Аравии. Для авторитетности привлекает имена африканистов Д.А. Ольдерогге, Б.А Тураева. Тоже приводит "козырный" аргумент произрастания "благовонных" деревьев в Сомали. Вывод, правда, осторожный "академический" - ни "да", ни "нет", а "может быть"! "Может быть", даже не смотря на то, что и этнография всей Африки никак этой локализации не  отвечает. Упрекает Козлов автора за то, что воспользовался Бальзан  устаревшими  и даже расистскими, то есть предвзятыми,  народоописательными теориями.

Моя версия локализации Пунта на восточном побережье Черного моря.

    Попытаюсь привести развернутую, обоснованную аргументацию моей собственной версии локализации Пунта. Как и всегда беру на вооружение при доказательствах комплекс всех доступных мне научных дисциплин от палеогеографии до ... мифологии.


Рисунок 2. Карта восточного берега Черного моря с топографией морского  дна.
Легенда к карте: между Пицундой с ее реликтовой рощей пицундской сосны и Сухуми с его дендропарком и обезьянником выдается в море обширное мелководье (светло-голубой цвет на карте). Площадь его около 1200-1300 квадратных километров. Вдоль побережья  Колхидской низменности от Очамчиры до Батуми протянулось еще большее по площади мелководье. Я предполагаю, что это либо затопленные морем территории суши при повышении уровня моря, либо снесенные участки суши, аналогичные гигантским территориям снесенным в северной части Черного моря и вокруг всего Азовского моря.

    Отличное место подобрал я для локализации страны со сказочными богатствами, где обитали сами боги! Хотите покажу скалу, к которой был прикован страдалец за род людской Прометей? От его цепей и скал Кавказа начались все драгоценности с камнями, оправленными в металл, как символы подвига бога-смутьяна ради людей. А дворец бога солнца Гелиоса, наследованный сыном его, царем Колхиды, - показать? Дворец морского царя Посейдона будет, правда, с другой стороны моря. Но море это красивейшее в его хозяйстве, почему и дворец свой здесь бог поставил! А коварная волшебница Кирка (Церцея)? А племянница ее Медея, управлявшая гигантским змеем, стерегущим Золотое руно? Все здесь! Стоит только присмотреться...
    Лукавлю я, конечно. Ничего не подбирал я. Сюда привели меня дольменные станции связи атлантов, соединяющие далекую, но прекрасную колонию атлантов Азию со столицей Атлантиды Посейдонисом. Здесь они тоже на этой же карте. Кстати, кружочками карандашом отмечены. А линия связи протянулась от моря Черного до моря Каспийского на тысячу километров, а еще высокогорьем прошла Абхазию к Колхиде и через пролив прошла в Крым.

    О путешествиях египтян в Атлантиду.

    Поскольку легенда Платона об Атлантиде подтвердилась до мельчайших подробностей картографически, предлагаю и впредь доверять ему, проверяя факты при каждой возможности археологическими  и другими доступными методами. Так Платоном подробно описываются причины гибели Атлантиды и не только божественные. Описываются и последствия катастрофы. Гигантские волны, снесение слоя плодородной земли и уничтожение всего живого, разрушение и природных, и человеческих творений и результатов тысячелетних трудов. Как следствие катастрофы - непроходимость столь обустроенных прежде речных и морских путей, удобных и безопасных гаваней и портов со всем, что нужно было для судоходства. Как могло произойти такое? Причиной гигантских волн в Каспийском море вполне могло стать землетрясение у южного берега Каспия, где расположена зона вулканизма и активной тектоники, несколько зон подводных грязевых вулканов.  Вулкан Демавенд, венчающий горы Эльбурса - действующий.
   
В 1306 году Каспий был уже значительно больший по площади, чем вместе взятые Атлантическое и Красное моря античности. Они располагались на месте современных  Среднего и Южного Каспия. После катастрофического землетрясения 1306 года его уровень повысился, говорят, на двадцать метров.
    Видимо возвышения равнины атлантов над уровнем моря после древнего землетрясения  оказалось недостаточным.  А была она по Платону около 30 метров над уровнем моря. Поэтому после ударного воздействия волн-убийц, наступило еще и подтопление морем огромных территорий с их проливами, каналами, озерами и руслами рек. Восстанавливать судоходство после катастрофы стало некому. Уцелевшее население в страхе разбрелось в разные стороны.
    Природа и южный климат сделали свое дело. Превратилась, затопленная опресненными водами северо-западного Каспия, равнина атлантов в огромные по площади на многие сотни километров камышовые заросли. Отмерло Сарпинское русло Дона в Каспий. Только  со временем, с дальнейшим повышением уровня, удалось морю отвоевать эти пространства. Остатки необъятных камышовых "джунглей" на мелководье  в виде дельты Волги и камышовых зарослей северо-западного угла Каспия можно видеть и сейчас.
    Однако, кто донес до египтян эту информацию? Кому ночами не давали спать "ничейные" богатства Атлантиды? Кто тренировал египтян-ныряльщиков для подъема тяжестей со дна морского? Были ли это уцелевшие жрецы из атлантов или их ученики или посвященные в тайну египетские мореходы. Так или иначе, но видим, что древние конспираторы сделали свое дело: местонахождение и Атлантиды, и Пунта, видимо, колонии атлантов, до сего дня было неизвестно, но информация о них все же доведена до нас любопытными греками. Знаем мы и о невозможности мореплавания в районе катастрофы с Атлантидой. "...
ныне же он провалился вследствие землетрясений и превратился в непроходимый ил, заграждающий путь мореходам, которые попытались бы плыть от нас в открытое море, и делающий плавание немыслимым..."- Свидетельствует египетская храмовая запись. Эта "немыслимость" случилась из-за  последствий катастрофы спустя много лет. Прошли уже страхи и ужас бегства от "проклятого богами места." Сразу после катастрофы мореходство, видимо,  было еще возможно, поскольку невозможно заполнить илом все море, как и нельзя остановить течения рек таких, как Волга.
    С большой вероятностью можно утверждать, что морские экспедиции потомков атлантов или учеников их из египтян в район катастрофы были. Что Южный Каспий
"открытое море" был открыт для судоходства, но доступа к нему для судов египтян и колхов не было. Вероятно, были экспедиции и сухопутные. От южного берега Каспия до Месопотамии одно-двух недельный переход, а египтяне общались таким способом и со Средней Азией.

Топонимические доказательства

    Доказательство первое. Прибыв из экспедиции в Страну Благовоний, казначей фараона делает запись (XXI в. до н.э.) о том, что он "благополучно вернулся из Пунта... его корабли пристали к Сау". Этот населенный пункт на пустынных берегах Красного моря локализации не поддается. Козлов пишет о "чем-то, где-то севернее Косейра." Хотя в западном Больбитинском устье Нила есть город Са (Саис по – гречески). Этот город упоминается Платоном в его диалогах, как древнейший, основанный после греческих Афин. Именно жрецы Саиса в храме богини Нейт  сохранили до Солона надписи об Афинах, о наводнениях и землетрясениях и об Атлантиде.
   
К западной части дельты Нила все корабли пригоняет течением  вдоль берегов северной Африки от самого Гибралтара. После дельты Нила течение вслед за берегом поворачивает к Финикии и Малой Азии. За островом Родос поток разветвляется и одна из ветвей сливается с течением из Эгейского моря и следует мимо Крита и Греции в Адриатику. То есть, следуя из Черного моря через Эгейское, можно с попутным течением добраться до острова Крита, а преодолев на веслах или с попутным ветром среднюю часть моря, можно оказаться в области  течения вдоль берегов Африки. А оно доставит корабли к западной части дельты Нила, к городу Саису.
   
Естественно, возникает вопрос, а  можно ли от Южного Красноморья, где локализовался прежде  Пунт, попасть на Крит, а от него к западному устью Нила к Саису. Да, можно, но не иначе, как вокруг всей Африки и через все Средиземное море. Однако это плавание совсем другого времени, длительностью в три года при фараоне Нехо
II 609-594 гг. до н.э.
    С моей локализацией проблем не возникает. Маршрут из Пунта будет таков: Пунт (восточный берег Понта) вслед за морскими течениями мимо Боспора Киммерийского, мимо земли феакян и Таврики к устью Истра и далее к Боспору Фракийскому. Далее Геллеспонт. Море Эгейское, остров Крит и Саис в Египте. Маршрут этот египтянам подсказали наверное навигаторы от колхов (пунтийцев), феакян или самих атлантов.
    По расстояниям оба маршрута к обеим локализациям Пунта примерно равны или мой даже короче.
    Доказательство второе. Пунт в Понте. В районе современной Пицунды в Абхазии с древнейших времен существовали торговые города Питиунт,  Большой Питиунт (наверное, был и Малый Питиунт), а еще  Диоскурия или Диоскуриада, бывшая крупнейшим торговым центром в этом регионе. (Части слов -ия, -иада,-иц, -ити тоже, наверно, имели значение). Здесь собирались для торговли то ли 70, то ли 300 народов, а римляне точно держали 130 переводчиков. Надо думать, чего только на этом торжище не было: и слоновьи клыки из Атлантиды, в которой по свидетельству Платона держали целое стадо слонов, и собаки из Албании, которые на утеху Александру побеждали слонов, и лазурь и киноварь с территорий Дагестана и Колхиды, и драгоценные камни (лазурит) с территории Афганистана, и золотой песок Колхиды и серебро от халибов.
     В Диоскуриаде всегда оказывали помощь и гостеприимство потерпевшим кораблекрушение, как феакяне у Боспора и милетяне из Диоскуриады в более позднее время. 
    Пицунда у греков и у атлантов, а потом у латинян могла называться Понтикос пинус таиниа тарфос (Сосновая чаща на узкой полосе земли в Причерномории). Что неизбежно привело к сокращению Пунт. Или что-то в этом роде. Я не настаиваю. Привлечен только греческий язык.

   Другие путешествия египтян в Пунт.

    Вспомним египетскую сказку о потерпевшем кораблекрушение. В рассказе потерпевшего кораблекрушение на «Острове духа» фигурируют гигантский змей, богатства далекой страны Пунт, благовония, слоновьи клыки, собаки, обезьяны. Кстати, атланты-«люди души»  по легендам абхазов. А Вы вспомните, кто охранял Золотое руно от аргонавтов, а какие спектакли с огнедышащими быками и прорастающими воинами зубами дракона "закатывали" для чужеземцев при дворце царя колхов?! Если еще вспомнить, какие богатые торговые города были под его покровительством, вспомнить и обычай привечать чужеземцев-моряков, помогая им вернуться домой, да еще с барышом, а потому и с похвалами торговому городу и его хозяевам. Сказка египетская сразу превратится в явь. В чудесную явь древнего Кавказа и сказочной по богатствам, но такой реальной страны на восточном берегу Понта Гостеприимного. Это во времена, когда греки с пиратством своим всех задравшим еще без штанов пешком под стол бегали, а моря не знали еще никакого.

Путешествие не в Пунт. 

Во времена фараона Рамсеса III, годы правления которого историки определяют периодом с 1269 по 1244 гг., случилось в Египте несчастье.  Морскую дорогу в Библ перекрыли финикийские пираты. А Вы помните, что морская дорога и в Библ, и на Кипр,  и на Крит, и на Боспор к троянцам, и к восточным берегам Понта к пунтийцам была одна: вдоль восточного берега Средиземного моря. Дорога эта следовала за морским течением  мимо дельты Нила и укрывалась от свирепых ветров   за горами восточного берега Средиземноморья.
         Злобные пираты не пускали «десятки тысяч судов» с товарами сына Бога, приготовленные для обмена на чудесные товары Пунта. Ну что тут поделаешь!?
         Пришлось фараону разворачивать оглобли, то биш разворачивать паруса своего флота совсем в другую сторону - к Южному Красноморью, «в море великое Му-Кед».
         Посмотрите, что добыл фараон в этой торговой экспедиции в будто бы сказочно богатую страну Пунт : «многочисленную мирру, десятками тысяч, без числа ее». Что еще? – Все! Разозлившись, наловили фараоновы слуги негритят еще. Полупустые корабли флотилии, преодолев тысячи километров, вернулись к восточному руслу дельты Нила для перегрузки мирры на речные суда. Не утерпел фараон, не стал дожидаться медленных речных судов,- пока это они поднимутся вверх по течению к столице. Погнал он негритят с частью мирры  с караваном через Коптосскую пустыню. А потом, скрипя зубами, очень восхищался тем, как чернокожие малыши пресмыкались перед ним, «принося дары, целуя землю и сгибаясь».  И это вся добыча многомесячной экспедиции с «десятками тысяч судов»?! Не проще ли было послать десяток солдат к Красному морю с поручением перенаправить один из караванов кочевников с миррой к столице, а нубийских негритят и из Элефантины могли привезти, эка невидаль в Египте!

   
Каков вывод? - Южное Красноморье это не сказочно богатый Пунт, хотя благовония там тоже были.

    Колхи-мореплаватели  и их корабли.

    Снисаренко, описывая начало (по его мнению) мореходства на Черном море открыто заявляет о превосходстве колхов-мореходов над греками-аргонавтами. Они, видимо, отлично знали море, его ветра и течения, умели предсказывать погоду за трое суток, плавали и днем, и ночью. По всей вероятности, их союзники или соплеменники: феаки (Боспор, Пантикапей), истряне (Томы), и троянцы (Троя, Илион) предоставляли им свои морские базы и укрытия.
 Вот у
Аполлодора
про ночные плавания:

    Ночью аргонавты вместе с ними выплыли в открытое море.

    А здесь про большой флот у колхов:

    Ээт, узнав о том, что дерзнула совершить Медея, кинулся преследовать корабль. Когда Медея увидела, что Ээт уже совсем близко, она убила брата, разрубила его тело на части и стала бросать в море. Ээт, собирая части тела своего сына, стал отставать, был вынужден прекратить погоню и, повернув назад, похоронил подобранные части тела Апсирта. Место захоронения он назвал Томы. Ээт выслал великое множество колхов на поиски Арго, пригрозив при этом, что если они не вернут Медею назад, то они сами подвергнутся предназначенному ей наказанию. Тогда они разделились на группы и отправились на поиски в разные места.
   
Далее про Черноморские базы колхов и их союзников с моими современными локализациями в соответствии с описанием Гомера странствий Одиссея:
   
Проплыв мимо острова Тринакии (моя локализация), на котором пасется стадо Гелиоса, они (аргонавты) пристали к Керкире (еще моя локализация), острову феаков, царем которого был Алкиной (еще моя локализация). Некоторые из колхов, не отыскав Арго, поселились на Керавнийских горах (еще моя локализация), другие, приплыв в Иллирию (моя локализация в третьей книге), заселили Апсиртские острова, но некоторые, достигнув острова феаков, застали там корабль Арго и стали просить царя Алкиноя выдать Медею. ... Тогда колхи поселились здесь вместе с феаками, а   аргонавты  с Медеей выплыли  в  открытое море.

И, наконец, о кораблях колхов, об их применении и о секретах конструкции, которые грекам удалось выведать.

И смастерила Афина  Паллада корабль, не похожий вовсе на те корабли, что себе мастерят люди колхи,
из которых был наш наихудшим. Его без труда ведь жадные волны и ветер разбили. А этот гвоздями держится крепко, хотя б на него все обрушились бури.  Он и по ветру бежит, бежит и когда мореходы гонят   упорно его, налегая руками на весла.
 
    Разбор фресок египетских храмов и гробниц. Та-нутер" - "Страна бога".

Рисунок 3. Прибытие египетских воинов  в страну Пунт из книги «Всемирная история. Бронзовый Век».Фреска из...???? Время, династия, фараон ???

     На фреске разделенной  двумя горизонтальными линиями изображено следующее: группа из трех человек предположительно: царь, царица и придворный вельможа встречают военачальника египтян и демонстрируют дары Пунта. На средней части приведен рисунок того же царя, передающего дары Пунта военачальнику с отрядом египтян вооруженных копьями, боевыми топорами и щитами. В третьей нижней части фрески приведены диковинные рыбы и животные, встреченные египтянами в этой морской экспедиции. Свободные от рисунков поля фрески заполнены иероглифическими надписями, часть которых почему-то заштрихована, но еще видна. Видимо писцы и художники допустили ошибки или неточности. Надписи нуждаются в прочтении и расшифровке.
    Мужчины пунтийцы вооружены кавказскими кинжалами за поясом на правом боку. Одежда из льна подобна одежде египетских воинов. На шеях у всех пунтийцев и у предводителя египтян показаны ожерелья (видимо предводителю только что подарили).Ожерелье с круглыми медальонами Посейдониса. Аналог ожерелий  приведен на украшении кувшина из Дагестана. Все  пунтийцы с пышными прическами, мужчины с длинными бородами (смотри племя длиннобородых в Колхиде и накладные, заплетенные накладные бороды у египетских фараонов). Царь с помощью короткого, кривого ножа (меча) демонстрирует свойства благовоний, притираний и красок на деревянных подносах, а также золотой  песок  и серебро в мешочках. Вельможа держит аналогичный поддон со смолой (ладаном) или воском. В качестве дара изображенаа кипа тканных холстов, предположительно льняного полотна, которыми так славились и Египет, и Колхида в последующие века. Ниже кипы полотен показаны бронзовый боевой топор, кривой короткий бронзовый меч, который приписывается сирийцам, и длинный обоюдоострый бронзовый меч. Аналоги длинного меча и топора приведены ниже (стенд Бронзового века, музей  Махачкалы). Еще ниже показаны  торцы деревьев для килей кораблей с характерным расщепом вдоль ствола и другая древесина для кораблестроения.
    Таким образом, в качестве даров Пунта представлены материалы для кораблестроения и строительства храмов (строевой лес и воск, ткань на паруса, гвозди для скрепления досок корпуса), благовония и драгметаллы, ткани и бронзовое оружие. Египетский предводитель вооружен скипетром, который потом, видимо, переняли колхи для своих «скипетрухов»-скипетроносцев-местных правителей.
    Что касается ожирения ягодиц царицы, столь ехидно подмеченного египетскими моряками, то заболевание это довольно широко распространено, в том числе и на Кавказе. Кстати, прежде рассматривалось, как идеал женской красоты в этой части тела. Конкретно, не для слабонервных: стоит ровненько дама нормальной упитанности в условиях Северного Кавказа, так на попу ее можно запросто поставить кружку с пивом и ни капли пива не прольется! Это из народного юмора.
    
Обычно, не при  военных грабежах, египтяне торговали с аборигенами путем товарообмена. Товары пунтийцев подробно на фреске  перечислены, а от египтян что? Отряд воинов с командиром вместе? Командир первый в строю. Чуть выше ростом. Тогда это будет еще одним свидетельством мирного покорения Скифии (Колхида) египетскими фараонами. Смотри античных авторов о происхождении колхов ниже.

        

Рисунок 4. Этот рисунок из книги Снисаренко, он подписан "Корабли Хатшепсуг в Пунте. Фреска из Дейр-эль-Бахари". XVIII династия, фараон-женщина Хатшепсуг

    Экспедиция эта была явно не в страну Пунт, Это явно не сказочно богатый Пунт, а наверняка "Страна благовоний", что на юге Красного моря. Присмотритесь, чем грузятся корабли: гривастые львы с кисточками на кончиках хвостов, обезьяны, керамические сосуды, наверное, со смолой благовоний, саженцы мирры, выкопанные вместе с корнями и грунтом,  помещенные в чаши и укрытые чехлами, наверное для сада царицы, ее персональный заказ, тюки, возможно со срезанной свежей древесиной мирры и... все! Аборигенов не видно, - очень малонаселенный район. Сбором душистых смол и древесины занимались, видимо, сами египтяне.  Это соответствует природным условиям бедного ископаемыми Сомали и остального  побережья  юга Красного моря и Аденского залива.

    Волшебная скорость судов египтян.

    Назревает сенсация. Обращаю Ваше внимание: непонятный агрегат в виде пирамиды сужающихся сосудов, установленный за мачтой ближнего корабля, готовится воином к работе перед отплытием.

    У Снисаренко есть удивительное сообщение из истории Египта. Оказывается,  во время правления женщины-фараона Хатшепсуг египетские суда от устья Хапи (Нила) до Библа расстояние в 850 км при попутном ветре и на веслах преодолевали за четыре дня. Ну и что же здесь удивительного? Снисаренко приводит расчет. При плавании только днем по 12 часов в день скорость судов составила бы около 9.5 узлов (узел - морская миля в час). А более поздние достижения греков в этой области таковы: при Геродоте - три узла, при Фемистокле во времена греко-персидских войн - пять узлов. Три и девять с половиной, каково? Вот Вам и примитивные корабли египтян, плавающие под парусом только при попутном ветре. Может быть учителя у них хорошие были?
    Привожу свою реконструкцию этого ноу-хау древних мореплавателей. Уточняю условия: действовало оно только при попутном ветре. В пирамиде керамических сосудов на палубе за мачтой могла сжигаться нефть. Струя горячих газов из верхнего отверстия пирамиды наполняла вместе с попутным ветром широкий парус. Получалась как бы половинка современного воздушного шара на теплом воздухе от сжигания газа у нижнего отверстия. Результирующая сила от паруса (вперед и вверх) передавалась мачте и корпусу через  снасти, уменьшала осадку судна, утраивала силу попутного ветра. По-нес-лись!

Косвенное свидетельство принадлежности  путешествий египтян к разным районам мирового океана.

     Первая фреска, рисунок 3. Внизу диковинные рыбы Атлантического океана, Средиземного, Черного, Азовского и Каспийского морей: Предположительно, слева-направо изображены: осетр или севрюга, кефаль (лобан), луна-рыба, судак, черепаха.
    Вторая фреска, рисунок 4. Внизу диковинные рыбы Индийского океана, Аденского залива и Красного моря. П
редположительно, слева-направо изображены: электрический скат (манта), тунец, летучая рыба, рыба-пила или рыба-меч (парусник), камбала, хвост неизвестной рыбы.
    Все рыбы в нижней части фрески
рисунка 3 более крупные, чем аналогичные изображения рыб внизу фрески рисунка 4. Это соответствует наблюдению Базана, что рыбы Красного моря одного вида меньше, чем рыбы моря Средиземного и более вкусны, например, тунцы. В более соленом Красном  море они достигают 18 килограммов весом, а в Средиземном море достигают длины два метра. Это будет под сто килограммов.

    Свидетельства античных авторов за мою локализацию - за Кавказ
(о благовониях и косметических красках, о богатствах и чудесах, о народах и из облике).

О благовониях и косметических красках Кавказа.
Ксенофонт.
...
В этой стране много мази, которой пользовались вместо оливкового масла. Она приготовляется из свиного сала, кунжутных   семян, горького миндаля и терпентина. Были найдены и благовония изготовленные из этих же продуктов.
Страбон. Об антиблаговониях.
  ...Соаны применяют для наконечников стрел яд удивительного действия, который своим запахом приносит мучения даже нераненым отравленными стрелами.
Гай Плиний Секунд Старший
...
Я обращаю внимание на то, что некоторые из иноземных племен пользуются какими-то травами для раскрашивания своего тела ради красоты или постоянных священных обрядов. У варварских народов женщины намазывают друг другу лица, а у даков и сарматов даже мужчины разрисовывают себе тела.
...Теофраст (...) свидетельствует, что (...) сурик ( )  встречается также у колхов на одной неприступной скале, так что его сбивают оттуда метательными копьями   (   )
...В серебряных и золотых рудниках встречаются также красящие вещества: охра и лазурь (...). Лазурь представляет собой песок. Исстари существовало три вида: египетский — наиболее ценный; скифский, который легко растворяется (в воде), а при растирании принимает четыре оттенка.
Гай Валерий Флакк Сети Бальб
...Здесь и благоухающие надушенными    полосами    микеи (сопоставляется с Мехлессом  в Колхиде)...
Теофраст свидетельствует
...На Олимпе много лавра, а мирта вовсе нет. В Понте у Пантикапея нет ни того, ни другого, хотя жители стараются разводить их и принимают для этого всякие меры ради священнодействий.
...Из дикорастущих деревьев там есть дуб, вяз, ясень и подобные им; нет сосны, ели и пинии и вообще никаких смолистых деревьев; лес этот сыр и значительно хуже синопского, так что даже мало идет в дело, кроме построек под открытым небом. Вот что растет вокруг Понта или, по крайней мере, в некоторых его местностях.
    А историки комментаторы поправляют его: Лавр растет в Северном Причерноморье — в Крыму, на Кавказе. Мирт известен лишь на Кавказском побережье... В действительности Яйла в Крыму покрыта хвойными лесами, особенно много сосны и пинии.
...Киноварь бывает то самородная, то искусственная; самородная в Иберии, очень твердая и камневидная, и в Колхиде; говорят, что она находится на утесах и ее сбивают  стрелами...
Месторождение киновари   (сернистой  ртути)   редки,  но в Причерноморье известны, в частности, на Кавказе, но не в Колхиде и не в Иберии, а в Дагестане. А в Диоскуриаде сходились для торговли народы всего Кавказа и не только его одного.
О богатствах и чудесах Кавказа.
Аполлоний Родосский
..твердыни Вы Эита узрите Китейского, также Ареса Рощу, тень где царит, Руно в ней на самой вершине дуба висит, и чудище-змей невыносного вида Взоры водит кругом, зоркий сторож, и день ли то будет Или же ночь, не смыкает сон сладкий очей его наглых.
Страбон.
...
волшебница Медея является исторической личностью, и богатства тамошней страны, состоящие из золотых, серебряных, железных и медных рудников, внушают мысль об истинном мотиве похода,
...потом берег гениохов - 1000  стадий; далее Большой Питиунт (город у Колхиды в районе современной Пицунды) — длиной 360 стадий вплоть до Диоскуриады.
  (360 стадий это более 60 километров, что не мало для города, даже вытянутого вдоль берега моря).  ...Эта же Диоскуриада  является  началом    перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для живущих выше и соседних народностей.
...Что касается остальной    Колхиды, то большая часть ее расположена на море.  Через Колхиду протекает Фасис— большая река... земля на морских берегах топкая и в устьях рек болотистая. Страна замечательна не только своими плодами   (за исключением меда, который большей частью горчит), но и всем    необходимым для кораблестроения.  Она производит    много леса и сплавляет его по рекам. Жители выделывают много льняного полотна, пеньки, добывают воск и смолу. Льняные    ткани    местного производства  пользуются даже широкой известностью. Действительно, они вывозили льняные ткани в чужие страны, и некоторые, желая показать некое   родство колхов с египтянами, находят в этом факте подтверждение   своего взгляда.
...К числу народностей, которые сходятся в Диоскуриаду.... Поблизости живут и соаны, которые... превосходят могуществом; и, быть может, они почти что самые воинственные и сильные из всех. Во всяком случае они господствуют над всеми народностями вокруг них, занимая вершины Кавказа, возвышающиеся над Диоскуриадой. У них есть царь и совет из 300 человек, как говорят, они могут выставить войско до 200000 человек. Действительно, вся народная масса представляет боеспособную, хотя и неорганизованную силу. В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне. Некоторые называют их также иберийцами — одинаково с западными — от золотых россыпей, находящихся в обеих странах.
Геродот
...Назову еще одну черту сходства колхов с египтянами. Только они одни да египтяне изготовляют полотно одинаковым способом. Так же и весь образ жизни, и язык у них похожи.
Гай Плиний Секунд Старший
...К ним  прилегает понтийская область Колика, в которой  Кавказский  хребет,  как  сказано,  поворачивает  к Рипейским горам, одним концом опускаясь к Эвксину и Меотиде,  а другим — к Каспийскому и Гирканскому морю.... с колхийским городом Диоскуриадой у реки Антемунта; теперь он находится в запустении,
но некогда    был до того славен, что, по словам Тимосфена, туда сходилось 300 племен, говоривших на разных языках. И после того наши (римляне)  вели здесь свои дела   при посредстве    130 толмачей.
... От Диоскуриады  следующий город Гераклей. От Севастополя он отстоит на 70000 шагов. Здесь живут ахейцы, марды, керкеты, за ними — ceppы, кефалотомы. Внутри этого пространства богатейший город Питиунт разграблен гениохами...
... В Колхиде царствовал Ээтов потомок..., который, получив во владение непочатую землю, добыл, говорят, огромное количество золота и серебра в земле племени суанов и вообще в своем государстве, славном золотыми рудами. Но рассказывают также о его золотых палатах, о серебряных стропилах, о колоннах и пилястрах из того же металла, которыми он завладел после поражения Сесостриса, царя Египта
О народах Кавказа  и из облике.
Страбон.
У моря расположены азиатская часть Боспора и Синдская область. За ней обитают ахейцы, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Над этими областями лежит ущелье фтирофагов (поедателей вшей или шишкоедов, тогда это свидетельство о районе произрастания хвойных (ладаноносных деревьев)). За гениохами находится Колхида, лежащая у подошвы Кавказских и Мосхийских гор.
Псевдо-Гиппократ (и о свайных постройках, и о тучности пунтийцев)
...
Что касается до местностей по Фасису, то страна эта болотистая, жаркая, сырая и лесистая. Там во всякое время года бывает много сильных дождей. Люди проводят свою жизнь в болотах, их деревянные или тростниковые хижины построены на воде; они мало ходят пешком, только в городе или на рынке, а обыкновенно разъезжают на однодеревках вверх и вниз по каналам, которых там множество... Вследствие этих-то причин фасиане резко отличаются своею наружностью от остальных людей. Они высоки ростом и чрезвычайно тучны; в их теле не заметно ни сочленений, ни жил; цвет кожи у них желтый, как у страдающих желтухою...
 Геродот (о происхождение колхов)
     У колхов же на головах были деревянные шлемы;    они носили маленькие щиты из сырой кожи, короткие копья и, кроме того, еще кинжалы. Во главе маров п колхов стоял Фарандат, сын Теаспия.
...Я не могу точно  сказать, сам ли царь Сесострис поселил в этой стране часть своих воинов  или же некоторые из них, удрученные долгим блужданием, самовольно поселились на реке Фасисе.
...Ведь колхи, по-видимому, египтяне; я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать (об этом родстве) как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами.
...Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы. ...Что до самих египтян и эфиопов, то я не могу сказать, кто из них и у кого заимствовал этот обычай. Ведь он, очевидно, очень древний.
Историки Геродота поправляют. Путанник, говорят. В этом тоже надо разобраться: кто путает-то?
Геродот путает египетского  фараона Сенусерта  III   (1884—1849 гг. до н. э.) с фараоном Псамметихом I   (665—609 гг. до н. э.), который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но не вторгался в Скифию.
 Отождествление колхов с египтянами не имеет под собой реальной основы.

Хронология истории Египта

До 3000 Додинастический период
3000-2780 Раннее царство Объединение Египта
2800 Первые пирамиды
2780-2250 Древнее царство
2250   Плавание Сноффу Пирамида Хуфу "Солнечные ладьи"
2500-2400 Надпись Уны
2423-2263 VI династия. Кормчие Хнумхотп и Хиви
2550 Пирамида Сухара
2500 Пирамида Уэбтен. Постоянные экспедиции в Пунт. Минос Дедал
2250 Пророчество Неферохо
2420 В эпоху шестой династии 2420-2260 до н. э. Надписи чиновника Хнунхотена сообщается, что он одиннадцать раз ездил в страну Пунт и в Кебек (Библ). Чиновник Чичи доставлял царю вещи из южных стран. Обращаю внимание, что Хнунхотен совершал экспедиции к северу от Египта, а Чичи в южные страны. Однако начинались экспедиции от восточного русла Нила к его дельте в море на север или к берегам Красного моря по ущелью высохшего потока Вади-Хаммамат. Позднее через Фивы проходил важный торговый путь, соединяющий Египет с побережьем Красного моря, а отсюда плавание по Красному морю на север за медью к рудникам Синая и на юг в страну благовоний и загадочную страну Пунт.
2050-1700 Среднее царство
Экспедиция на север, в том числе на остров Крит в эпоху Среднего царства.
2000 Путешествие Хену в Пунт
2000-1700 годами датируется сказка о потерпевшем кораблекрушение.
1888-1850 Сенусерт III Нильско-Красноморский канал.
1785-1580 Тринадцатая династия надпись Ноферфотена упоминается благовоние из Пунта и драгоценные камни из «Страны богов».
1700- катастрофа на Крите и в Аттике, восстание в Египте, извержения вулканов и землетрясения
1580-1070 Новое царство. Начало железного века, появление новых ремесел. Технические новшества и изобретения в Египте с XVI по XIV века до н.э. Широко распространяется бронза (сплав меди с оловом), цветное стекло, колесные повозки, коневодство и колесничное войско.
1584-1559 Яхмос I : Походы на Крит и в Пунт
1520-1484   Тутмос II, Хатшепсут. 1493-1492 гг.Экспедиция в Пунт при царице Хатшепсут
Полупещерный храм около Фивы. Эпизоды экспедиции из  большого морского флота из парусно-весельных кораблей. Прибытие в Пунт египтян. Негроидные племена: местный ландшафт, пальмы, обезьяны, свайные постройки. Возвращение флота с добычей: различные благовонные деревья, мирровая смола и мирровые деревья. Черное дерево и слоновая кость, серебро и золото, киннамовое??? дерево, ладан, притирание для глаз, павианы, мартышки, собаки, шкуры южных пантер. Туземцы и их дети.
1501-1447 Тутмос III
1470 землетрясение, захват ахейцами Крита после очередного катаклизма
1450  Царствование Аменемхета II (Аменхотеп II 1450-1425 гг. до н.э.).
Усиливаются торговые связи с южными странами с Нобией, а также с далекой страной Пунт. Надписи казначея царя Египта говорит о благополучном возвращении его из Пунта с войском: «Корабли его пристали к Сау».
1419-1400 Аменхотп IV (Эхнатон)
1342 Царствование Хоремхеб 1342-1338 гг. возобновились экспедиции в Пунт изображенные на рельефе в Карнакском храме и на другом рельефе жертва фараона Фиванскому богу Амону захваченная дань Пунта. Аудиенция вождей Пунта с данью в виде мешков с золотом  и другими предметами.
1269-1244 Рамсес III: завещание с описанием морской экспедиции
1200  Аргонавты
1118 Падение Трои Плавание Одиссея
1070-332 Поздний период истории Египта.
1000 Образование некрополя в Дейр-эль-Бахари
609-594 Нехо II: морская экспедиция вокруг Африки.
 
В 450 году до нашей эры Геродот свидетельствовал о посольстве египтян в страну Пунт, где побывали корабли Хатшепсут. Установилось египетское господство, местные вожди прибыли вместе с египтянами на поклон к царице. Дары Пунта считались египтянами данью. Несмотря на специальное преувеличение собеседников Геродота подвигов своих предков из-за гордости за свою страну; утверждали, что один из фараонов Сесострис (Рамсес II) проник на северный берег Черного моря и покорил Скифию.

Выводы на основании проведенного исследования.

Морские путешествия египтянами совершались, как в Пунт -"Страну Бога", локализованную мною на восточном побережье Черного моря, так и в Южное Красноморье и на побережья Аденского залива - "Страну благовоний".

Морское присутствие атлантов в Черном море через наследников феаков, колхов(потом милетян из Диоскуриады) и истрийцев у устьев снесенной дельты Дуная продолжалось и после гибели Атлантиды в последующие века.

    Экспедиции египтян в Черное и в Каспийское моря после гибели Атлантиды  и военный поход против скифов вполне реальны и нуждаются в детальном обосновании. Может быть это была торговля наемниками.

 Литература:
1. Пьер Монте. Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура. Перевод с английского. М., ЗАО Центрполиграф, 2004

2. Франсуа Бальзан. Пешком по северному Сомали, «Наука», М., 1972
3. История Древнего Востока В.И. Кузищин М., Высшая школа 1979
4. В. И. Авдиев История Древнего Востока Государственное издательство политическая литература, 1953
6. Всемирная история. У истоков цивилизации. Бронзовый век, М., «АСТ», Минск «Харвест» 1999
7.
Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. В.Ф. Патракова, В.В. Черноус Ростов-на-Дону, "Русская энциклопедия", 1990
8. А.Б. Снисаренко  Эвпатриды Удачи., Трагедия античных морей., Ленинград, "Судостроение", 1990
9
. Географический атлас мира. Рига, "Яня Сета"М., "Росмэн", 1998

Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомиться

Hosted by uCoz