Мастер-класс
ведет писатель-историк, кандидат технических наук Амельченко В.М.

(В порядке обсуждения)

Юг России. Новости из экспедиции в Дагестан. Начало реконструкции Прикаспийской дольменной линии связи атлантов.

Курганы долины реки Кумы

Археологические карты Бронзового и раннего Железного веков   

        Следы дорог Бронзового века, отмеченные случайными археологическими находками, ведут от моря, где я предполагаю  метрополию атлантов. Дороги эти были так хорошо «натоптаны» (хорошо обустроены и не потеряли своего значения), что продолжали использоваться и в ранний Железный век. Находки Раннего железного века повторяют трассы дорог Бронзового века. Дороги эти вели вдоль прежнего русла реки Кумы, которое на карте выдают такие топонимы, как урочище Сухой Кумы и город Южный Сухокумск.
         На границе Дагестана археологические карты атласа заканчиваются и метки археологических находок пропадают, но прямо почти отсюда начинается разработанная рекой речная долина, вдоль которой и мчался мой автобус на маршруте Махачкала – Майкоп. Так же, как вдоль окончаний гор на юге, где проложена железная дорога, автодорога  вдоль  Кумы тоже окружена многочисленными курганными кладбищами. Эти кладбища наблюдались и визуально в окошке автобуса, и отслеживались на карте (атлас Ставропольского края).
         Я обратил внимание на характерную ритмичность пейзажа за окном. Курганные кладбища появлялись то с одной, то с другой стороны речной долины, практически через одинаковые промежутки времени. И поскольку рейсовый автобус  двигался по трассе примерно с одинаковой скоростью, то резонно было предположить, что и кладбища находились на примерно одинаковых расстояниях, но с разных сторон реки. Когда очередное курганное кладбище было на правой стороне речной долины, то на левой стороне ее курганы отсутствовали. Потом через некоторое расстояние все менялось с точностью до наоборот. И так вдоль всей долины реки. Обратил я внимание и на курганы, расположенные в середине склонов долины, и  на площадках мысов, образуемых поворотами реки и рекой и ее притоками или балками. Такое  местоположение характерно для дольменов, но не для курганов, которые, как погребальные сооружения ставились древними строителями обычно на самых высоких местах: на буграх и водоразделах.           

Бронзовая булавка, украшенная кругами храма Посейдониса, бронзовая подвеска, бронзовая булавка. Эпоха средней бронзы (III-II тыс.до н.э.), голова жертвенного быка атлантов, фигурка козла.

        Предполагать многочисленные дольменные кладбища засыпанные курганами, нет оснований. Но читатель мой знает про свойство земляных насыпей «размножаться» в степи. Стоит только появиться хотя бы одной, будь то могильный курган или насыпь полевого укрепления, как след древней войны. За века существования в зоне кочевий эта единственная насыпь непременно «обрастала» соседями и на месте одной могилы появлялось целое курганное кладбище.  По таким характерным  приметам мною были отслежены ночные стоянки на маршруте персидского царя Дария при его преследовании скифов с союзниками, а также на месте линии полевых укреплений и сигнальной линии к царскому стану, построенные в этом же походе.
        Естественно, появившись на берегу степной реки,  дольмен вначале сооружался как станция связи. С потерей этой функции после гибели Атлантиды он мог превратиться в погребальное сооружение, а затем мог быть засыпан курганом, который «размножившись» превращался в курганное кладбище.  Кстати, река могла использоваться для транспортировки каменных материалов: плит и камней по воде. Попеременное использование берегов реки для установки дольменных станций позволяло сократить число их для степной части линии   связи.
На расстояние между станциями решающее влияние оказывала уже не кривизна земной поверхности, а предельная дальность из-за прозрачности атмосферы. Кривизна же земной поверхности компенсировалась глубиной речной долины между станциями. Благодаря этой находке древних строителей, трассы вдоль речных долин, ущелий и проливов можно было сооружать из меньшего числа станций, что сокращало затраты на сооружение и эксплуатацию и повышало надежность всей линии и скорость передачи сообщений.
        Вероятность нахождения дольменных сооружений под курганами в долине реки Кумы можно обосновать такими примерами, как два засыпанных курганами дольмена у Архипо-Осиповки и Новороссийска, засыпанный дольмен в кургане Псынако-I  у Туапсе, засыпанные каменные гробницы в курганах Крымска и в Царском кургане в Керчи, два  дольмена в курганах у станицы Царской (Новосвободной) по раскопкам Веселовского Н.И. в 1898 году.
       
Вероятность правильного определения трассы (одной из трасс) древней линии связи обосновывается наличием известных курганных памятников «майкопцев» от Майкопа до Железноводска и почти до Дагестана и дольменовидных гробниц в районе Нальчика, а также наличие отдельных дольменов у Железноводска, которые обнаружил краевед А.П. Рунич на фотографии от 1902 года.
        Археологами подчеркивается, что "майкопцы" в дольменах не хоронили. По всей вероятности племена этой археологической культуры знали и другое, изначальное предназначение дольменов.

Бронзовая рукоятка меча и сосуд, украшенный кругами храма Посейдониса. Интересно, десять ли кругов на сосуде?

 

Литература:

  1. Атлас Республики Дагестан Федеральная служба геодезии и картографии России. М., 1999

Send mail to epvk@mail.ru with questions or comments about this web site.
Copyright © 2006-2007

Last modified: sep  26, 2007

    

Hosted by uCoz