Карта Птолемея. (Птолемей, Клавдий Птолемей).Локализация. Европейская и Азиатская Сарматия (бывшая Скифия)(продолжение 4) | |
Посмотрите содержание сайта Продолжим знакомиться |
Следующая страница
Оставить закладку в Избранном для
изучения статьи после: Избранное Добавить
в папку...Добавить.
|
Ейск, Россия Амельченко В.М.
Локализация ворот (проходов) в горах и системы гор Большого Кавказа Рисунок 11 Экран управления для обобщенной программы (Понт, Меотида, Кавказ, Гирканское море) Локализация карты Птолемея: Понт, Кавказ и Гирканское море Горы у Птолемея привязаны к карте проходами, которые своим местоположением на современной карте могут способствовать общей локализации гор Кавказа с хорошей точностью. Это будет аналог «реперных» городов при реконструкции Понта. Каспийские ворота Каспийские ворота – это явно не Дербент с цитаделью (Нарын-кала) и двумя идущими от нее к морю стенами V века. Эти стены ограждают город и запирают трехкилометровый проход между морем и горами Кавказа. Разрушенная часть стен уходит даже в море. Почему Дербент не может быть Каспийскими воротами, проходом в горах, которые Птолемей аналогично Кавказским воротам называет Сарматскими? Разложим доказательства по полочкам. 1. Горы здесь не неприступные. Сейчас западнее города прямо по этим горам проходит автомобильная дорога. Море тоже может далеко отступить от берега при сгонном отливе во время сильных ветров. Следовательно, препятствием для прохода это место может служить с большим трудом, благодаря крепости, стенам и, главным образом, гарнизону крепости. 2. Дербент, согласно энциклопедии, происходит от персидского дер – дверь и бенд – преграда. Получается преграда с дверью или дверь в преграде. Не получается «ворот в горах», как у Птолемея и других географов. 3. Каспийские ворота были известны и Страбону, и Плинию, и Птолемею. Этим рядом имен доказываем их известность с начала эры. А энциклопедия говорит о строительстве крепости и стен Дербента в V веке. Получаем пять веков разницы между началом известности Каспийских ворот и строительством крепости и стен. Только с этих пор Дербент и смог служить препятствием, преградой, каким-то подобием ворот в горах. Получается, что Дербент – «дырявая» преграда более позднего времени, которая известными Каспийскими воротами быть не может просто ни с какой стороны. Где же тогда настоящие Каспийские ворота? Рассмотрим следующие факты древней истории: римский император Нерон угрожал беспокойным соседям имперских провинций – сарматам, аланам, адресуя свои угрозы в сторону Кавказских (Каспийских) ворот; римский географ Страбон разбирает возникшую путаницу, конкретизируя, на какие именно ворота «лаялся» император; Плиний Старший называет эти ворота дорогой к «северным кочевникам»; римский картограф Птолемей оба прохода в горах к северным кочевникам называет Сарматскими воротами. Отмечу наблюдение географов, что у Большого Кавказа обращенные к югу склоны круты, дики и неприступны, в то же время северные склоны гор покаты и обжиты, а отроги понижаются к северу, плавно переходя в предгорные равнины, обитаемые северными кочевниками. Получается, что Кавказ (без всяких натяжек) – это естественная сарматская крепость, доступная с севера, но совершенно неприступная с юга, если перекрыты проходы в неприступных горах – Сарматские ворота. Первые ворота Кавказские – это Дарьяльское ущелье с возвышающейся над ними вершиной Казбек. Бек – высота, Каз-кас-ас – алан. Все вместе дает значение «аланская вершина». Потому, наверное, в энциклопедии и еще одно название ворот – Аланские. Вторые ворота, Каспийские, должны находиться (по логике) со стороны Каспия, должны быть проходом в горах, вести к «северным кочевникам». Никакое место от самого устья Куры и почти до Махачкалы не может претендовать на это звание, поскольку Албанская тропа тоже приводит к Кавказским воротам. Не может претендовать и Дербент, который мы уже рассмотрели. Небольшое практическое наблюдение. Если хочешь узнать, как проходила караванная тропа в горах, маршрут древнего торгового пути, – посмотри на карту современных дорог. Они тебе все и подскажут, поскольку ослов, коней и верблюдов по кручам таскать можно только на себе, а любой осел выберет для себя примерно такую дорогу, с такими уклонами, которые нужны и для современных автомобилей. Единственно у него радиус поворота поменьше, чем у автомобиля. Ну, это тоже раз на раз не приходится! От настроения осла (ишака) зависит. Поэтому, когда автодорога Баку–Махачкала, продолжаясь к Махачкале, круто ответвилась на запад, я сразу понял, что лучшего претендента на Каспийские ворота просто не найти. Здесь современные дороги вдоль побережья поворачивают к Тереку в среднем его течении (исседонов, амазонок и аланов река). Мне могут возразить, что к северу от Махачкалы начинается Прикаспийская низменность и что гор здесь нет и не было никогда. А что это за ворота в горах, которые так легко и так недалеко можно просто обойти, даже не «поздоровкавшись» с привратниками-сарматами?! Или неправильная локализация Каспийских ворот к югу от Махачкалы? Да, действительно, горы, преграждавшие путь в сарматские владения, за Махачкалой вдруг заканчиваются. Но так ли было всегда? Разберемся детальнее. Продолжались ли горы к северу от Махачкалы, оправдывая название ворот в этом месте восемнадцать и более веков назад? Я уже говорил, что географические условия в этом районе Прикаспия схожи с условиями Приазовья. Продолжим наши исследования, воспользовавшись этим наблюдением. Там и здесь наблюдаем следы растворения и переотложения известняковых или меловых скал в виде ракушечных кос, ракушкой с илом сложенного грунта на дне моря, ракушечных с песком пляжей берега. Описанное Страбоном и Плинием Старшим побережье Северного Каспия в виде серповидных закруглений берега, разделенного узким и длинным проливом, мы и сейчас можем отследить по «реликтам» современного берега. Это и Аграханский полуостров с песчаными буграми, и Чеченские острова, выступающие со стороны западного берега Каспия (Лоции Каспийского моря от 1987 года, ГУНО МО СССР, с. 98–99). Симметричная часть закругления отслеживается в обращенном к югу береге полуострова Тюб-Караган, отходящего от восточного берега Каспия. Полуостров Тюб-Караган представляет собой изрезанную оврагами холмистую местность (Лоции, с. 126). Возможный состав горных пород западного берега (известняковый, меловой) подсказывают воды реки Сулак, которые на много миль окрашивают морскую воду в белесоватый оттенок. В таких, поддающихся растворению пресной водой горных породах, Сулак выработал длинное, узкое и самое глубокое на земном шаре ущелье. На берегу моря к северу от Махачкалы есть совсем замечательный реликт Керавнийских гор – гора Белый Бугор, выделяющаяся светлой окраской на общем темном фоне гор, высотой 281 метр. А из горы Таркитау 241 метр высотой с густой растительностью, увенчанной белым куполом обсерватории, добывают известняк, распиливая гору на блоки и плиты. К северо-северо-востоку от порта Махачкала расположен низкий берег, вдоль него тянутся невысокие дюны. Далее в этом направлении расположены Чеченские острова и мелководный Аграханский залив. Остров Тюлений – уже небольшая возвышенность, а к северо-востоку от него расположены банки Большая и Средняя Жемчужины. К северу от Тюленьего расположена банка Становая. Очень много банок и низких островов: Тбилиси, Тюленья, Песчаная, Часовая. Банка Чеченская к северо-востоку от восточной оконечности острова Чечень. Банка Бахтемирская между островами Чечень и Тюлений с неровной поверхностью. И, наконец, бугор с четырьмя вершинами с маяком у судоходного рукава Волги. Если пресную воду считать решающим фактором при растворении известняков, то условия в этом районе для такого растворения просто идеальные. Сюда направлены самые мощные рукава Волги. В этот же угол Каспия впадает река Кума. В Аграханский залив впадает Терек, с востока воду опресняет Сулак. Продолжение статьи |