С Пушкиным в глубь веков |
|
Признаюсь откровенно: статья Виктора Грицкова "Забытая история русов" мне очень понравилась. Ново, четко, доказательно! Да и авторитет Александра Сергеевича - нашей национальной гордости, не мог не повлиять на душевное расположение к автору.
Кстати, можно
заглянуть в книжный магазин и посмотреть:
что новенького!
У меня "слабость" -
бродить по книжным магазинам. Так что и Вам,
любезный мой читатель, предоставляю такую
возможность... Вот Вам
книжный Бродвей: пока два, но какие!
Подсказка: Металлоискатели Книги
Книжка Щедрина и Осипова "Металлоискатели для поиска кладов и реликвий" стала для меня настольной. По схемам и описаниям собрали и настроили прибор. Могу поделиться опытом. Очень ценны описанные в ней юридические аспекты поисковой работы и вопросы безопасности, напрямую связанные с психологическими нюансами российской глубинки. Советую приобрести в оЗоне. Очень расширяет кругозор. Это была моя первая книжка приобретенная в интернет магазине. Опыт приобретения тоже сам по себе ценная вещь!
Нашли еще что-нибудь? Заказали? У меня на сайте, конечно, интереснее, ;)) но вооружиться знаниями и опытом для совместных исследований никогда не помешает!
Как
представитель науки, осторожно принял
Виктора Грицкова оригинальную теорию за
рабочую гипотезу ("рабочую лошадку"),
которая (если повезет) очень может помочь в
исследовании, но и, подобно норовистой
лошади может помочь наезднику оказаться в
грязной и глубокой луже. Словом надо быть
начеку!
Тут же, однако, стал "подыгрывать"
Грицкову:
Подборка фактов к статье Виктора
Грицкова о прародине русских.
"Много разных племен обитает на Кавказе".
- Писал отец истории Геродот еще в V в до н.э.
500 лет спустя античный географ Страбон
удивлялся полиэтничности этой горной
страны.
А почти 1000 лет позже арабский
энциклопедист ал-Масуди отмечал: "Гора
Кабк (Кавказ) - великая гора, занимающая
громадную площадь. Она вмещает много
царств и народов".
Как созвучно этим цитатам начало
последней сказки Пушкина "Сказка о
золотом петушке", разработанной в духе
русского народного творчества (Д.Благой)
// Негде, в тридевятом царстве, // В
тридесятом государстве // Жил-был
славный царь Дадон.
Только на Кавказе с его контактами с
Закавказьем и Передней Азией и
уникальными природными условиями
могли возникнуть многочисленные
государства - многочисленные агрессивные
соседи русов.
// Ждут, бывало с юга, - глядь, // Ан с востока
лезет рать. // Справят здесь, - лихие гости //
Идут от моря".
С географией Пушкин (сказка) явно в ладу,
поскольку на севере царства Дадона за
Тереком была безлюдная, вероятно,
Ногайская степь.
И еще:
Только у казаков - наследников последующих
поколений русов известна такая военная
хитрость. Удерживаясь за камень, они могли
часами сидеть под водой, дыша через
камышины и затем, неожиданнно появлялись
из моря перед врагами или зрителями:
//... море вдруг // Всколыхнулося вокруг //
Расплескалось в шумном беге // И оставило
на бреге // Тридцать три богатыря.
Кстати, (по тексту) богатыри после водных
процедур с трудом восстанавливали
нормальное дыхание и не очень торопились
возвращаться в море по требованию дядьки.
Была даже разработана реконструкция
золотого петушка, как действующая модель
оптомеханического сигнального устройства
древних времен (царя Дадона царствования).
;)))
Карта прародины русов согласно легенде А.С. Пушкина с толкованием В. Грицкова и поправками автора.
Насторожили, однако, некоторые неточности:
Так длина суточного перехода войска принята 50 км вместо 25-30 (не будем занудами - торопились русы!) | |
князь Гвидон был поселен с матерью и своим почему-то царством (а не княжеством) на острове Буяне, вопреки словам купцов, что лежит их путь далек: мимо острова Буяна в царство славного Салтана. | |
Если Таманский полуостров и остров Буян, и Русский остров, то где же расположить княжество Гвидона? |
Осторожность взяла верх и в
результате с 5.04.99 по 28.06.99 была предпринята
почти двухмесячная историко-литературная
экспедиция в столицу Кубани Краснодар.
Каковы результаты экспедиции по
освещаемому в статье вопросу?
Была поставлена задача "ошелушить"
поэтический вымысел Пушкина и требования
поэтической формы изложения от текста
народной сказки.
Да, в архивах А.С. Пушкина
сохранились рукописи (я бы сказал -
конспекты) русских сказок,
записанных им в Кишиневе (1822 г.) и со слов
няни Арины Родионовны (1824 г.). Конкретно, со
слов няни Александр Сергеевич записал
семь сказок, причем сказка о царе Салтане
есть и в Кишиневских тетрадях с несколько
другим и слегка запутанным сюжетом. А
кроме нее есть сказки о Кощее, о попе и
Балде, о мертвой царевне, о царском сыне -
кузнеце, о черте - свате, о царевне и
двенадцати богатырях.
Сюжета сказки о "Золотом петушке" в
записях нет. Вот тебе и "Здрасьте -
приехали"!
А.А. Ахматова в своей работе "Последняя
сказка Пушкина" подтверждает, что сюжет
"Золотого петушка" взят у
американского писателя В. Ирвинга, из его
пародийной новеллы "Легенда об
арабском звездочете", что в основе
сказки лежат моменты автобиографического
и политического характера. Эпитет "шамаханский"
рассматривает, как намек на присоединение
Шемахи к России в 1820 году, а в черновиках
этот эпитет применен Пушкиным к
звездочету, который носил звание "шамаханского"
мудреца, а не к царице.
Пушкин придумал царевну Лебедь и белку с
золотыми орехами...
Пора бы огорчаться за рабочую гипотезу, но
не будем спешить!
В академическом издании сказок от 1936 года
в разделе "Варианты и комментарии"
утверждается, что имя царя Дадона восходит
к русским книжным источникам и
заимствовано из сказки о Бове. Эпитет
"шамаханский" - старинный и вероятно
заимствованный Пушкиным из сборника
лубочных сказок Кирши Данилова (в народных
сказках обычно "шамаханский шелк"). Из
лубочных сказок заимствовано и имя
Гвидона, и имя Салтана, как и Бабарихи - ("Добро
ты баба, баба-бабариха..." и т.д. изд. 1818
сборника Кирши Данилова).
А вот очень важное наблюдение. А.А.
Ахматова утверждает, что эпизод с братьями,
сыновьями Дадона известен в народной
поэзии разных народов и ссылается на
английскую (!) балладу "Lord Ingram and Chiel Wyet"
(Child, The English and Scottish popular ballads, Boston, 1882-1891).
Так что "слегка потрепанная" рабочая гипотеза продолжает работать, а благодаря А.А. Ахматовой и В. Ирвингу, с его историей о норманнских (?) пиратах, и осенившей автора догадке, приобрела сильный сюжетный ход!
Интересное наблюдение
автора по ходу исследования истории
прарусов.
Что-то вроде яблока на Ньютона голову,
чтобы соображал "шустрее"! Вообще, я
не склонен к мистике, но иногда совпадение
фактов реальной жизни настораживает.
Понятно конечно, что озадаченное
подсознание продолжает свою работу
изредка и вовремя ехидно подсовывает
сознанию готовые решения головоломок. Но
когда сваливаются с полок старые журналы,
распахиваясь на странице с
информацией по теме. Когда, что ни день, то
новые факты. Я не хотел ехать в экспедицию,
а не поехать оказалось невозможным. Во
время экспедиции вдруг сами собой
создаются идеальные условия для
плодотворной работы, когда в музее в
золотой кладовой, вдруг - Бабариха!
Прямо со страниц сказки о царе Салтане в "полный
рост" и все сходится, а факты друг к
другу, как патроны в обойму. Что
удивительно, она - то оказывается из
кургана, мимо которого столько раз с
мальчишками на рыбалку бегал! Конечно это
совпадения! Но волосы на голове начинают
шевелиться, когда узнаешь, что сроки
беспорядков в много терпеливой России
типа революций, гражданской войны и "перестройки"
происходили почему-то после того как
тревожили "их" могилы!
Реконструкция Бабарихи из золотой кладовой Краснодарского историко-археологического музея - заповедника (знатная сарматка!?)
Фибула-брошь Бабарихи с сердоликом-инталией
с изображением крылатой Ники
Ожерелье Бабарихи из золотых бус с каменьями
Выводы
Легенды про нашего "неудалого" царя
Дадона и его сынов имеют широкое
распространение и в Англии, и в Испании, ...и
у нас (сказка Пушкина). Причина этому
довольно проста, я так думаю. Русы стали
морским народом, какими их знали позже и
византийцы, и арабы. А что такое Европа -
всего лишь большой полуостров. Вот и
путешествовала легенда вместе с создавшим
ее народом по морям и прибрежным странам.
К сказкам своим надо относиться с
почтением, хотя они и сказки. Хотя бы
так, как к своим легендам относятся
потомки норманнов: скндинавы, французы, немцы,
англичане. Если хотите убедиться в этом,
посмотрите великолепно изданную у нас
работу Ж. Рагаша с иллюстрациями М. Лаверде
[2].