Первые находки.

Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко   Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомитьсяРейтинг@Mail.ru

Внимание - свежие "горячие" новости !!!

На карте азиатской части Сарматии Клавдия Птолемея (в тылу острова русов - Сканси) на правом берегу Вардана (Кубани) обнаружен город Корусия (Corusia). По предварительным расчетам он располагался рядом со Славянском-на-Кубани в районе Раздер (там сейчас строится гидроузел - значит для работы археологов есть деньги!). Городища в этом районе (по данным комитета по охране памятников) не числятся - надо срочно искать! 

Раздеры. Мехотряд гидроузла трудится на кубанской косе.

Раздеры. Мехотряд гидроузла трудится на кубанской косе.

Южнее устья реки  Аттикит (Протока ?)  на  этой же карте обнаружен город Геруса (Gerusa). Этот должен быть на дне моря. Координаты уточняю.

Внимание - свежие "горячие" новости !!!

 

Ранние аланы. Меч - бог. Конь. Нарты-богатыри

Резюме.
      В статье на многочисленных примерах языковых заимствований из древнерусского, осетинского и древнегреческого языков обосновывается возможность проживания предков этих трех народов в непосредственной близости на протяжении длительного периода. Доказывается их активное взаимодействие, оставившее следы в языках и в сюжетах эпических произведений. Вместе с тем приводятся данные палеоантропологии, доказывающие их различные генетические корни.

Согласно работе В.А.Кузнецова амазонские мотивы осетинского нартского эпоса вообще уникальны. Если в карачаевсих и черкесских преданиях повествуется о борьбе их предков с женщинами-воительницами, обитавшими на Северном Кавказе и враждебными их племенам, то в эпосе осетин сначала амазонки не женщины нартов, но выступают в боях вместе с нартами, и в конце концов считаются нартскими женщинами.
         Савромато-сарматские (аланские) женщины , которые были не только воительницами, но и жрицами,  только потом "подружились" и стали объектом восхищения, воспевания  - стали "своими" героями.
         Поскольку это утверждение не вызывает особенных сомнений, может оказаться перспективным поиск слов (взаимных заимствований) в языках активно (около 500 лет) взаимодействующих народов-соседей.
        Почему нам так интересны осетины? "Реликтовый"этнос. "Реликтовый" язык. Наиболее изученный учеными нартский эпос - единственная замена письменным источникам древности.
        Калаев в работе [1] утверждает, что в осетинских сказаниях о нартах отражена прежняя территория расселения алан (древних осетин). Что в эпосе постоянно упоминаются реки и моря (как и в русских сказках), в том числе Черное море. Что в осетинской мифологии значительную роль играют такие божества, как владыка морей Донбеттр и рек владыка - Гатаг. Что от Донбеттра ведет начало род нартов и он является отцом выдающихся нартских героев Батрадза и Сырдона. 
         Поэтому делается вывод, что некоторые сказания складывались тогда, когда предки осетин находились вдали от современной Осетии и населяли низовья Дона, побережья Черного и Азовского морей.

         А жили нарты в окружении многочисленных соседей. С одними враждовали, с другими дружили и  совершали совместные военные походы. Размер страны нартов равнялся двухдневному переходу. В период жизни на равнине у алан было смешанное родовое поселение, в котором имелись сильные и слабые, знатные и не знатные роды. Однако селились строго по классовому признаку. Важную роль в общественной жизни играл нихас - древнейший орган   управления родо-племенных образований. А еще был большой нихас - орган управления племен или нескольких родов - совет родоплеменных старейшин. На нихасах созревали планы походов "балцев". Там же  упражнялись в стрельбе и рубке, а также в красноречии.
         Виды хозяйственной деятельности в раннем средневековьи такие: охота, в том числе на оленей, рыболовство, скотоводство, ремесла, земледелие.
        Особенно большое  развитие получило рыболовство  на Дону, на Кубани и в Керченском проливе. Так рассказывается, что владелец пролива - Хиандон-алдар без почестей встретил нартских героев: Урызмага, Хамыца и Сослана  и даже поселил их в своем курятнике.
        Жили в землянках и шатрах, пили ронг и пиво, разводили лошадей, пока была возможность, занимались рыболовством. Есть свидетельства о разведении больших табунов лошадей серой масти.

        Мелетинский в работе [7]   появление древнейщих циклов нартского эпоса приписывает аланскому союзу (I тыс. н.э.) и переоценивает историко-культурную роль сарматов и родственных им аланов с их пережитками матриархата. Таким образом мощная местная этническая не ираноязычная среда предполагается им  творчески бесплодной [6, стр.163].
        Я считаю, что прав Крупнов [7], упрекая его за это. Не занесены были иранскими племенами (скифами , сарматами, аланами) знаменитые нартские сказания, а родились в боевой дружине и  тесной семье народов аланского союза.  И нельзя языковую среду считать лишь питательной средой, потому что позднее "пышным цветом расцвели" нартские сказания во всех средах и в иранской, и в не иранской, и даже у удаленных ингушей и чеченцев, и у сванов и абхазов. Ведь столько столетий сказания эти всеми народами бережно хранились и передавались потомкам.
         География  эпоса  отображает регион действия дружины аланского союза.   Поэтому "героический нартский эпос - это результат самобытного, (а не заимствованного) творчества, сугубо местных кавказских (и северокавказских (В.А.)) племен, носителей родственных (и не родственных (В.А.)) языков."
         Доказательством тому, что родился героический эпос именно в те славные времена приводит Калаев в том же сборнике [1, стр.164-165]. "... о поселениях алан в горах в эпосе ничего не говорится. Это на наш взгляд, еще раз свидетельствует о том, что осетинские нартские сказания формировались главным образом в пределах степной полосы... довольно точно отразился тип поселения на плоскости."
        Затухание (но сбережение) традиций видно тоже наглядно. Например: "большой нартский нихас"(как совет старейшин племен) и "нихас" (как совет рода, который затем только превратился в собрание всех взрослых мужчин).
        Сословное расселение в разных кварталах трех родов нартов и просто  родовое поселение осетин в горах.
        Героический коллективизм ранних нартов (дружинников) и рыцарский индивидуализм, идущих им на смену героев эпоса.
        По свидетельству византийского историка VI века Халкендиаса: "аланы простираются до горы Кавказа ... они делают превосходные кольчуги... из меди изготовляют оружие, называющееся аланским".

       Итак, в логическом ряду названий и самоназваний народов, а именно: сарматы, аланы (роксоланы), русы, русские я пытаюсь еще раз показать, что переход аланы-русы имел место в истории существовавшего в древности народа. 
       Надо заметить, что подобная смена племенного имени, распространение его на все многоплеменное объединение не является редкостью, и я бы даже сказал, - традиционно.  В работе Кузнецова [10] находим яркие тому примеры: 1) "К середине I в.н.э. аланы появляются повсюду там, где до этого жили сарматы"; 2) ... на Северном Кавказе происходит то же самое: после войны между сарматскими племенами сираков и аорсов в 49 г.  здесь появляются аланы, а сираки и аорсы исчезают. А на тесную генетическую связь сармат и алан указывают переходные термины "алано-аорсы" у Птолемея (II в.) и "алан-сармат" у Маркиана (IVв.)
        Вот, например, первая моя языковая находка.
        В нартском эпосе предки осетин страшно пугали друг друга "Чехом". Так в сказании Сослан и Тотрадз враждующие герои предупреждают один другого: "А тот, кто не явится на поединок пусть всю жизнь называется Гоп-Чеха! (Термин "Гоп" не поддается расшифровке).
        Интересно, что означает "Гоп со смыком"  из известной блатной песни?        //Гоп со смыком - это буду я!  // Воровать - профессия моя. (Сопоставление автора).
       А про Чеха мы знаем из сказания Батрадз и Тахыфырт Мукара. Сказание повествует о перипетиях вызволения нартских женщин из плена. Нарты были в походе уже год, а могли быть еще и два, и три. Все родственники донбеттыров и Шатана, и Сырдон знали об их (донбеттыров) осведомленности обо всем. Поэтому и направили героя к донбеттырам. Конкретно, к маленькому Чеху (большой Чех был, я предполагаю, в походе вместе с "доблестной нартской молодежью"). Маленький Чех действительно показал полнейшую осведомленность и выступил секундантом в битве нартского героя с врагом нартов, сам не вмешиваясь в события, но сочувствуя герою нартов.
       А по легендам славян (вся история начинается с легенд !)  племена русов пошли от трех братьев: Лех, Чех, Рус. [Польская летопись].
      Что это? Случайное созвучие или, информация переданная предками нам через язык и легенды, что прарусы и предки осетин были соседями и находились в определенных отношениях. Что предки осетин (карачаевцев, адыгов) имели серьезные основания опасаться другое племя прарусов (Чех) при нарушении установленного и принятого общественного порядка. И возможно, что те же племена (Лех, Рус, Чех), ассимилировавшись со славянами, дали потом начало русскому народу.
       Какой дополнительный вывод? Служба разведки у донбеттыров была поставлена великолепно, хорошо была налажена связь и оповещение. В каждом селении выделялось специальное место и глашатай, выбираемый на нихасе (совете вождей). Служба эта действовала тем более отлаженно при отсутствии дружины. Вероятно, была связь и с дружиной. Все это вместе взятое позволяло держать под контролем такой непростой регион в течении более, чем 500 лет.
      А вот другая находка. Известно, какое большое значение имело в быту охотников и воинов - профессионалов в те далекие века такое оружие дистанционного боя, как лук со стрелами. А в работе Я.В.Василькова "Древнеиндийские термины оружия и их параллели в языках Восточной Европы" находим свидетельство, что термин, обозначающий дротик, метательное копье, стрелу, и на осетинском, и на древнерусском произносятся одинаково. Оба термина восходят к более древнему индо-иранскому языку и встречаются в эпосе поздневедийской эпохи.
       Сравните сами. По-осетински - tomar. По-индоирански - taumara. В значении - стрела, дротик, копье. A tomar - дротик (возможно из санскрита). И древнерусский - томарь - стрела без железного наконечника, с костяным или деревянным острием или костяной наконечник. И на русских диалектах (в основном сибирских) - томар (тома'р, та'мор, тумар) - тупая стрела. И что особенно важно, этот термин "признается сейчас древним заимствованием из скифского языка или сарматского"(!). Васильков здесь ссылается на работы Абаева и Одинцова.
      Находка третья. В сравнительных поисках М. Халанского [2] проводится сопоставление добылинного эпоса осетин и русских былин. Например, великан и силач Мукара (по сказанию "князь скал") - "двойник" русского былинного Святогора. Автор видит в этом сходстве "возможное влияние кавказских сказаний о горных великанах". Я же допускаю и обратное влияние на кавказские сказания русских былин или общий для этих персонажей былин источник.
      Находка четвертая. Кыс, кыс! - по-осетински "слушай", а русские так подзывают кошку.
      Находка пятая. Нана - по-осетински, мама - по-русски. Хотя вот более интересная параллель, подсказанная Сахаровым: Нана - по-осетински, ненька - по-украински.
      Находка шестая. Альчик - по-осетински детская игра в кости, соответствует русской детской игре в бабки.
      Находка седьмая. Свидетельством тому, что древние русы, предки аланов-осетин и адыгов входили в состав аланской дружины может служить формула обращения победителя к побежденному в поединке витязей. Это напоминание о "небранных днях". Обычай, по мнению автора работы [4, Стр.211], был известен среди гуннов. В "небранный день" даже царь не мог повелевать своим войском. Вероятно и в нартском обществе он существовал. Так в поединке Тотреша и Сосруко дважды, то один, то другой произносит эту формулу: // Из нашего рода сегодня не убивают, // А если кто убьет, тому не прощается.
      Есть аналог и в русской былине [5]: //Увидал Вольга царя Салтыка да и говорит: // - Вас не бьют, не кознят! - //схватил его за белые руки, ударил о кирпичный пол //да и положил на месте.
       Эта фраза Вольги показалась мне вначале   непонятной, а когда я узнал о "небранных днях", то все стало на свои места и наполнилось глубоким смыслом.

Нартский эпос. Ранние аланы. Народы Кавказа

О степени влияния, которое оказали на предков осетин аланы (прарусы!) можно сделать выводы по заключению Г.П. Зиневича в работе [9, Стр.103]. Цитирую: "Так, на протяжении многих лет в специальной литературе существовало мнение об аланском происхождении осетин. Большинство сторонников этой гипотезы — историки.          Однако результаты палеоантропологических исследований свидетельствуют о глубоком генетическом сходстве осетинского народа с народами, говорящими на кавказских языках. Краниологические материалы показывают, что аланы представляли собой инородный антропологический тип и отличались от предков осетин целым комплексом таксономически важных антропологических признаков. Таким образом, генетически осетины связаны не с иранскими народами средневековья, от которых они получили свой язык, а с местными кавказскими народами." 
       Поэтому я и настаиваю, что  в тесной семье народов аланского союза с предками осетин прарусы не только поделились эпосом и героями, но и языком, обычаями и культурными традициями. Как же иначе, семья ведь! А еще дружина! И вот она ветвь гинеологии этноса: скифы, сарматы, аланы (прарусы), роксоланы, русы..
        А отсюда следует и логический вывод: если краниология так изощренна, а антропологический тип алан надежно зафиксирован, то почему бы для контроля моих выводов не сопоставить его с антропологическим типом наиболее раннего из известных древнерусских могильников!?
       О близости свадебных и погребальных обрядов осетин, русских и грузин говорит Туаллагов в работе [11]. 
       Лингвисты, конечно, смогут сделать много больше в выбранном направлении. А для нас важно, что смысловой поисковый ряд: "сарматы, аланы, русы, русские" получил небольшое, пусть косвенное, подтверждение истинности, а не вольной трактовки исторических фактов автором.
Интересное наблюдение. Многие общие сюжеты легенд у народов-соседей прарусов идут как героический эпос (см. работу В.Грицкова "Забытая история русов"). А у русских те же сюжеты передаются как бытовые сказки. Про быт царских семей, но очень "домашних" и окрашены они, к тому же, легким юмором, направленным на правителей русов и их домочадцев.           Много информации может дать и рассмотрение пантеона богов русов - язычников. Он по численности сопоставим с многобожием греков и римлян.
        Может оказаться перспективным поиск слов (взаимных заимствований) в другой паре языков, активно (около 500 лет) взаимодействующих народов-соседей. Я имею в виду древнерусский и древнегреческий - языки. Ведь древнегреческий язык, язык греков боспорян, и остались памятники письменности. Вот  и первый пример. Греческое название Черного моря "Понт Эвксинский" и  название Черного моря в русских летописях "сине море" имеют тесную филологическую связь, оказывается.   
         В.Г. Мирзоев [3, Стр.33] считает, что наш былинный Соловей Разбойник просто списан с гомеровского эпоса. Сравните.
       // Тут случилось старому казаку Илье Муромцу // А ведь ехать мимо гнездышка Соловьего, // Где живут его ведь дочери любимые // Со своими мужевьями со любимыми.
       // ...Подошел он к прекрасному дому Приама, // К зданию с гладкими вдоль переходами, // в нем заключалось // Вокруг пятьдесят опочивален, из гладко отесанных камней, // Близко одна от другой устроенных, в коих Приама // Все почивали сыны у цветущих супруг их законных; // Дщерей его на другой стороне, на дворе, почивален // Было двенадцать, под кровлей одной, из тесанных камней, // Близко одна от другой устроенных, в коих Приама // Все почивали зятья у цветущих супруг их стыдливых... ("Илиада",VI; 242-252)
        А еще он считает, что сюжет былин "Добрыня Никитич, его жена и Алеша Попович"   взят из великой гомеровской поэмы "Одиссея".
        
       Любопытны некоторые аналогии из древнейшей и новой истории прарусов и русских.
       Например, места расселения и обитания. Это, прежде всего, долины полноводных рек: Терека, Кубани, Дона, Северского Донца, Днепра. Это морские побережья и острова. Преимущественно мирное сожительство с народами-аборигенами.
       Так осваивали Сибирь русские первопроходцы ( этнос, исторгнутый русским суперэтносом), осваивая долины рек и мирно сожительствуя с уграми, занимавшимися кочевым скотоводством, и занимавшими возвышенности между реками.
        Донские казаки с XIII по XVIII век жили и защищались от ногайцев в пойме Дона. По мнению Л.Н. Гумилева, чтобы разбить казаков, ногайцам нужен был большой численный перевес.
       Да что далеко ходить за примерами! Мои деды, например,:
      Омельченко Максим Алексеевич, выходец из Ростовской губернии Сальского района  "не ладил" с "власть предержащими" - два срока заключения. Однако отлично уживался с адыгейцами в ауле Тахтамукай (поселок Октябрьский) до глубокой старости (умер в 104 года).
      Тарасов Гаврил Иванович, выходец из Саратовской губернии, бежал от раскулачивания в Среднюю Азию, в Самаркандскую область и долго жил с большой семьей среди узбеков.
      Что характерно, и сами деды и жены их, были уважаемыми среди аборигенов людьми, мудрыми судьями и советчиками в бытовых конфликтах соседей. Были консультантами по вопросам строительства, использования сельскохозяйственной техники, племенного животноводства, садоводства и огородничества.
       Судя по их биографиям, нельзя сказать, что обладали они спокойным, покладистым характером. Дед Максим, например, прошел две войны, а по молодости служил разведчиком у Буденного. А  значит в межнациональных отношениях "брали" чем-то другим. Чем!? Интеллектом и предприимчивостью, умением жить.

Прарусы, русы и русские энергетическое, предприимчивое, беспокойное племя! Это и есть наше главное наследство от предков.

Использованная литература.

  1. Б.А. Калаев. Некоторые этнографические параллели к осетинскому нартскому эпосу.
  2. М. Халанский. ССКГ, вып.VII Тифлис, 1874
  3. В.Г. Мирзоев Былины и летописи - памятники русской исторической мысли. "Мысль",1978
  4. А.Т. Шартанова. Героический эпос адыгов "Нарты"
  5. Антология семейного чтения. Сказки, легенды, предания. М., OLMA PRESS "СКС", 1991
  6. Сказания о нартах. Эпос народов Кавказа, М, "Наука", 1969.
  7. Е.М. Мелетинский. Происхождение героического эпоса. М., 1963.
  8. Е.И. Крупнов. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа.
  9. Г.П. Зиневич. Человек изучает человека, Киев, "Наук. думка", 1988.
  10. В.П Кузнецов. Очерки истории алан., Владикавказ, 1992.
  11. А.А. Туаллагов. Аланская археология и осетинская этнография. В сборнике научных трудов "Интеграция археологических и этнографических исследований"., Нальчик-Омск, 2001.

Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомиться

Hosted by uCoz