Черный брод | |
Нужно признать,
что на Птолемеевских картах
второго века нашей эры Ейского лимана
просто нет, как нет и Таганрогского залива.
Видимо, река
Ея, как левый приток древнего Дона -
Танаиса, отдавала ему свои воды в 16 км к северу от Ейска.
Сейчас там острова Песчаные. Сам Танаис более чем через сотню километров
после слияния с Еей впадал
двумя устьями в древнее Азовское море - Меотиду.
Бывшие устья Танаиса в настоящее время снесены морем, а располагались прежде в
шестидесяти километрах западнее станицы Должанской и современной
косы Долгой. В это трудно поверить,
поскольку сейчас на этом месте открытое море и одно из глубоких
мест в Азовском море.
"Помнит" древнюю географию лишь рельеф морского дна,
да еще, я думаю, будет вскоре найдено
здесь городище
города Танаиса с богатейшим
археологическим материалом. Топография с подводной
археологией и должны подтвердить мои
предположения. Появляется Ейский лиман
на картах только через полторы тысячи лет.
Конкретно на французской карте от 1700 года.
Образование лимана вследствие размывов берега на месте ослабляющей берег
речной долины вполне объяснимо. Так же объясняется появление Таганрогского залива
на месте речной долины древнего Танаиса в нижнем его течении.
Судя по
конфигурации Ейского лимана в районе Ей Укрепления речная долина
реки Еи имела минимальную ширину. Сейчас это четыре километра при
максимальной ширине лимана в 12 км. Поэтому сооружение переправы именно в этом
месте было рациональным решением, а выбрано
было вероятно еще в скифские времена. При
меньшей длине всей трассы переправы меньше была длина гатей
на дороге через
реку, которые надлежало ремонтировать после каждого половодья и
во время эксплуатации. Проще было
восстановить небольшой мост через главное русло.
Вода Еи разделялась здесь между
многочисленными протоками, которые большей частью
преодолевались в брод. Топкие места без
водотока преодолевались по вымащиваемым гатям.
Напомню, что гать - это мостовое сооружение через болото или
глубокое топкое место на реке. Она устраивается из пучков прутьев кустарников (фашин ),
настилаемых над трясиной и послойно засыпаемых грунтом.
Такой слоеный "пирог" из прутьев и грунта
делается такой толщины, при которой уже у сооружения
появляется несущая способность для проезда повозок
и всадников, для прохода пешеходов и
прогона скота. Такое сооружение
легко повреждается во время паводков речными потоками, теряет плавучесть и
прочность из-за гниения и намокания древесины прутьев, вымывания грунта из тела
гати.
Переправа через Ею у Ей
Укрепления, видимо, существовала издавна, поскольку
проходил в этом месте еще и сухопутный торговый
путь. Откуда у меня такая
уверенность? За доказательствами прошу на
мой сайт "Забытая русская история" или
в библиотеку за книгами "Древние клады и
сокровища Черномории" и "Клады и
сокровища народа-воина Руси докиевской". Этот
торговый путь из
древнего города Гелона к такому же, немногим
более молодому, древнему городу Танаису помечен
многочисленными археологическими находками -
гелонскими бронзовыми изделиями, в
частности
пуговицами и слитками бронзы, которые
являются частыми находками у Ейского
полуострова. Вероятно, сухопутный путь дублировал водный
торговый путь по Дону-Танаису, а начинался
от Гелона, поскольку тот стоял на
перекрестке сухопутных и водных торговых
дорог и был гигантским по тем временам торговым городом.
Название у Черного брода имеет
несколько толкований: и по черному илу болотистых мест
маршрутов через Ею (Черная гать),
и как последнее препятствие на пути русских
пленников, угоняемых татарами на туретчину
в рабство.
Ведь до этого брода у пленников еще могла
быть надежда на спасение из плена. Татар с пленниками могли настигнуть
пограничные войска или пленников
могли
отбить казаки. А после него - черная
тоска, как этот черный брод. Рабство было
уже неизбежно. Черный брод за спиной - конец всем
надеждам! Словом, проклинаемый веками рубеж умерших надежд
и отчаяния...
Об этой переправе кроме легенд и
страшного названия ничего более неизвестно.
Подобных описаний просто нет, хотя события
здесь происходившие достойны
памятника предкам в назидание потомкам.
Благодаря этим событиям были возвращены издавна
русские земли под покровительство
Российской империи.
Не очень удачные попытки были предприняты
еще князем Святославом. Результатом его
усилий, вероятно, после восточного похода было
создание недолговечного, но славного
Тмутараканского княжества.
Закончился поражением и пленом поход Игоря,
описанный в "Слове о полку Игореве".
Неудачными оказались попытки создания
княжества на Каспии во время
многочисленных походов русских дружин. Упорные походы русичей на Каспийское и
Черные моря осуществлялись на протяжении
веков с целью закрепления южной и юго-восточной границ Руси на бывших землях предков у
Южных морей. Про это мы мало знаем, но
Византийские и арабские хроники про эти
походы упоминают, и русские былины об этом тоже
свидетельствуют, художественно и даже
с юмором . "Стали молодцы забавлятися, через камешек
стали
поскакивати" ... камешек тот с
двухэтажный дом высотой - был макетом
крепостной стены!"
В честь подвигов десанта Черноморских казаков на Тамани художественно и солидно оформлен памятник, на котором отражены не только исторические события, но и показаны бесхитростные надежды и чаяния народа. Он производит впечатление, как памятник русскому оружию и народившемуся войску Черноморских казаков. Но десант есть десант! И через Черный брод, а не за десантом вслед на Кубань вошло Кубанское казачье войско.
Рисунок 4. Памятник десанту Черноморцев.
Как пишет Н.В. Бельцев в своей работе [2], а я присоединяюсь к его авторитетному мнению, событие было грандиозным и более значимым в деле освоения Кубанских земель, чем десант отряда полковника Саввы Белого на Тамани.
Рисунок 5. Обратная сторона памятника десанту Черноморцев.
На дарованные императрийцей земли вступило Кубанское казачье войско в составе трех конных и двух пеших боевых пятисотенных полков с артиллерией и обозом, во главе с войсковым правительством и кошевым атаманом - Чепегой.
Проклятие Черного брода и тут проявило себя! Посмотрите, как художественно оформлено менее значимое событие на Тамани (см. рисунки 4 и 5), и что мы имеем у Черного брода (рисунок 6).
Рисунок 6. Фотографии курганчика, столбика и надписи
На левом берегу у Черного брода сейчас расположен неприметный курганчик с кустом и окопом на вершине. Рядом валяется бетонный столбик килограммов на триста с совсем непонятной полусбитой надписью. Мало того, совсем рядом расположен топонимический памятник крепостицы, прикрывавшей Черный брод на левом берегу Еи. Рядом с урочищем Пашковка расположено урочище Турецкая крепость. |
Был ли когда-либо Карантинный редут захвачен турками или татарами неизвестно, а абреки добывавшие рабов и пленников для обмена по документам часто беспокоили и Ейское укрепление. Минуя Карантинный редут?! Налицо сюрприз истории: Карантинный редут - Турецкая крепость! Хотя в логике этому сюрпризу не откажешь. Крепостица на бывшем турецко-татарском берегу реки, что такое? - Турецкая крепость!
Не повезло Карантинному редуту. По документам был он построен в 1775-1776 годах на
возвышенном мысу левобережья Еи. Были у него подъемные
ворота, наверное, вал со рвом вокруг,
рогатки, хоромное строение на восемь
покоев для гарнизона, артиллерийская
казарма-арсенал, две караулки, четыре
чугунных пушки...Согласно энциклопедическому словарю построен он был ногайцами Едисанской орды. Представлял
собой квадрат в 30 сажен (63 м). По углам южного фаса были насыпаны бастионы. Ворота были в западном фасе - в
сторону продолжения торгового пути. Калитка была в северном фасе - в сторону реки. В начале 1777 года в
редуте разместился гарнизон из состава российских войск, стоявший в Ей Укреплении. Здесь же находились
карантинная и таможенная заставы. Ф.Я. Бурсак стал первым комедантом Карантинного редута от Черноморского
казачьего войска. У валов редута было основано первое селение Черномории - Ейская слободка, позже
переселенная в Щербиновский курень из соображений опасности эпидемий, распространявшихся вдоль торговых
путей. Валы редута были видны до строительства на его месте Щербиновского кирпичного завода.
- Не повезло!.. Но поправимо!
Место есть, подъезды отличные, описание
подробнейшее, туристическая трасса
Краснодар-Ейск совсем рядом. Дело за
музейщиками. Вот даже Валентин Пикуль в
своем романе-хронике "Слово и дело"
времен Анны Иоановны внес свой вклад:
-Ладно, - отчаялся Миних. - Отсылайте с гонцом... Гонца на полном скаку остановили возле карантина: - Стой! Слезай... или стрелять учнем. Вышли из кордона офицеры гвардии с чиновниками. Письмо фельдмаршала было прошито ниткой на манер тетрадки, и для красы Миних обвил его ленточкой голубой, душистой. - Возись тут с ним,- сказали карантинщики недовольно. Первым делом распороли тетрадку. Нитку от нее, заодно с ленточкой, в печку бросили. Работали чиновники в вощаных перчатках. Перепрелый пар кисло шибал от чанов. Распотрошив письмо, безжалостно его совали в уксус. Потом листы реляции Миниха держали на вытянутых руках перед писцом. А писец, бумаги Миниха не касаясь, лишь взглядывая на нее, проворно снимал копию. Копию он снял, и тогда оригинал письма Миниха сожгли. - Перекидывайте... теперь можно, сказал чиновник. Офицер гвардии взял копию письма и листы этой копии обмотал вокруг стрелы. Стрелу приладил к тетиве лука татарского - выстрелил. Стрела с певучим стоном перелетела через кардон. А там, уже по другую сторону карантина, письмо снова запечатали. Иной курьер вскочил в седло, сунул реляцию за пазуху и поскакал! А гонца от Миниха раздели всего, обкурили, в землянку черную засунули и дверь запечатали: - Сиди, голубь!
По тексту кажется, что напридумывал автор, но с другой стороны - призадумаешься, если за каждым человеком, за каждой вещью "оттуда" стояла конкретная Смерть! ...И зачумленного "жмурика" из крайней землянки только-только успели сжечь ...
А тут "все войсковое поселение да в Карантинный редут, да вместе с правительством войска и с самим атаманом. За что?"
Естественно, что
правительство с атаманом решило
зазимовать у захваченного и укрепленного
плацдарма - у Карантинного редута, опасаясь набега татар. Однако, осмотревшись и пообвыкнув, несмотря
на надвигающуюся зиму, они принимают
решение переселиться к Ейской косе, в
урочище Чебаклею, и выше по реке образуя и
там, и там войсковые поселения.
Серединой восемнадцатого века датируются и пришедшие из
южных стран в Россию эпидемии оспы и чумы.
Название у Карантинного редута получается
еще более оправданным, как и время его
сооружения и организации карантинного контроля на
торговом пути. Кстати, если
торговый путь продолжал функционировать во время
переселения Черноморцев,
то понятно предостережение атамана селить
войсковой люд не совсем рядом с Карантинным редутом,
но выше по реке. Больно уж место было
опасное!
В 1761 году Екатерина II
прививает себе и сыну Павлу оспу и этим
примером сохраняет множество народа от
гибели. Как видите, борьба с эпидемиями -
дело общегосударственное и основателей
Карантинного редута на древнем торговом
пути надо бы знать.
Ейское укрепление построено в 1778 году, как форпост у правого берега реки Еи на границе Россиии и
Османской империи. С назначением И.Ф. Иляшкевича приставом нагайских орд стали в у Ей Укрепления
строиться лавки купцов, маркитантов, что превратило его в торговый центр Северо-Западного Кавказа. (См.
авторскую коллекцию гербовых блях, пуговиц, монет, замков и пломб).
Исторический суворовский курган сохранился, а само Ейское укрепление к сожалению попало под поселок и восстановить его местоположение мы пока не можем. А предположительно мест этих будет два: первоначальное на краю обрыва правого берега реки и отнесенное от обрыва по указанию А.В.Суворова на дальность шрапнельного выстрела из пушки. Наверное, не менее трехсот шагов, а может и поболее.. Чтобы выявить эти места, нужны археологические изыскания.
Буйствовала в половодье судоходная прежде Ея. Подтопления берега лиманом при нагонных ветрах и волнении разрушали глиняный обрыв. Не пощадила древние сооружения и хозяйственная деятельность. На правом берегу это поселок Ей Укрепление, дорожное строительство и линии электропередач. На левом берегу - карьеры кирпичных заводов, станица Старощербиновская, водо- и рыбопропускные сооружения и строительство автодороги в урочище Пашковка.
Все эти обстоятельства привели к тому, что даже очень тщательные, дотошные историки, опираясь на исторические документы тех лет, не могут с уверенностью ответить на простые казалось бы вопросы:
- где русские войска встретили войска Девлет-Гирея, прорывавшегося через Черный брод в Крым в марте 1773 года;
- когда и кем построено укрепление на обрыве правого берега реки Еи, которое в 1775 году сделал своей базой Шагин Гирей (поэтому наверное год основания Ей Укрепления - 1774, а перенесено и перестроено по приказу Суворова в 1777 году). Шахин-Гирей - крымский калга - второе лицо после крымского хана. Где располагался Ейский городок - двухбастионный редут отряда русской армии под командой подполковника Иляшкевича - пристава при ногайских ордах Приазовья (жандарм? Его бронзовая пуговица с гренадой и без номера?)
- где размещался шахингирейский базар, охраняемый как и Черный брод русскими войсками и самим Ейским укреплением вместе с Карантинным редутом;
- одна или много трасс были у Черного брода (на карте Управления военных топографов от 1930 года их по крайней мере две. См. рисунок 7);
- где на левом берегу реки Еи располагался Карантинный редут, прикрывавший Черный брод со стороны степи, это место на левом берегу в середине станицы Старощербиновской или в шести километрах ниже по реке за характерным выступом берега за подъемом на крутой берег (подъем сохранился до наших дней и приведен на фотографии См. рисунок 9) ;
- где проходила дорога по левому и по правому берегу реки до и после Черного брода;
- где в течении трех месяцев стояло Кубанское казачье войско до ухода в урочище Чебаклею у Ейской косы;
- куда по плану 80-х годов XVIII века Суворов А.В. переместил Ейский городок, назвав его Ейским укреплением. Это было место на расстоянии шрапнельного выстрела от обрыва восточного берега лимана и таком же растоянии от обрыва правого берега реки - более правильное, выгодное место для применение артиллерии против нападающих.
На рисунке 5 приведен фрагмент карты Управления военных топографов от 1930 года. На нем можно видеть обе трассы Черного брода через реку. Начинаются они от развилки ниже Ейского укрепления.
Рисунок 7. Фрагмент карты от 1930 года с трассами Черного брода.
Короткий маршрут пересекает реку и ведет к ближайшему берегу на левобережье. Более длинный маршрут заметно длиннее, но он является кратчайшей дорогой к середине станицы Старощербиновской. На карте показано одно главное русло реки, которое каждый из маршрутов пересекает один раз. Эта предусматривает по одному мосту на каждом маршруте. По свидетельству очевидцев, не так давно земснарядом были выдернуты сваи деревянного моста в урочище Пашковка. До сих пор торчат сваи деревянных опор на прорытом канале выше по реке от насыпи расположенной примерно на втором маршруте. Канал идет от вторых шлюзов в сторону Пашковки. Это свидетельствует о существовании в разное время двух мостов в этом месте. Называется оно местными жителями "Тарапунькин мост", хотя от мостов остались одни следы (сваи опор и насыпи подходов с двух сторон канала).
Н.В. Бельцев [2] приводит рапорт главы Ейской паланки полковника Письменного кошевому атаману о снесение "низовкой" обоих мостов и прерванном движении через брод. Снесенные мосты в рапорте названы Ейским и Пашковским. На современной карте урочище Пашковка расположено на коротком первом маршруте брода у левого берега. У противоположного берега на земле Донского казачьего войска располагалось урочище Соколово. Следовательно, можно предположить, что маршрутов через брод при Письменном было тоже два. Что на каждом был мост через главное русло, но река перед впадением в лиман прижималась тогда к левому борту речной долины в урочище Пашковка. Что снесены были оба моста и на первом (Пашковский) и на втором (Ейский) маршруте через Черный брод. Название второго моста (Ейский) следует отнести к расположенному будто бы там Карантинному редуту (военное укрепление).
На самом деле назначением Карантинного редута было запирать и охранять единственную трассу Черного брода с одним или двумя мостами, с гатями через топкие места и бродами через мелкие протоки. На левом берегу, как и редут, но выше по реке по ордеру кошевого атамана была основана Ейская украинская полковая паланка (военное поселение), названное затем Окружным городом Ейским. (Смотри Ордер кошевого атамана Чепеги полковнику Письменному "о расселении войсковых жителей против кута Ейского и повыше онного по течению реки Ея с левой стороны").
Если же предположить, что маршрут у брода был только один, а второй был проложен с ростом станицы Старощербиновской, то название второго моста (Ейский) следует будет отнести к расположенному рядом укреплению Ейское. Дополнительное предположение состоит в том, что, вероятно, Ея впадала в лиман двумя устьями у правого и у левого борта долины и на обоих были мосты. Эти мосты, находясь на устьях в узкой части долины реки, низовой погоде были в равной степени подвержены, поэтому и были снесены без возможности восстановления.
Как всегда мне повезло! После уборки пшеницы на Суворовском поле у Суворовского кургана был найден свинцовый шарик от ногайки, который зашивается в кожу на конце ременного плетения для усиления удара. Левый на рисунке 6. Думаю, что это след от того исторического парада. Так что вместе с видом кургана на поле и лиманом, свинцовый шарик от ногайки казака Донского Войска, будут реликвией того достопамятного события. "Донцы - молодцы, ...!" Кстати, вниманию коллекционеров, у меня уже собралась коллекция из трех штук. Другие два найдены в устье реки Гостагайки в Анапском районе (справа) и на шахингирейском базаре (в середине). Все три примерно одного размера и веса, и все по разному оформлены.
Рисунок 8. Находка возле Суворовского кургана - свинцовый шарик от ногайки (слева). Кстати не от ногаев ли заимствован атрибут вооружения казака - ногайка?
За два полевых сезона был оконтурен и привязан к современной карте Шахин-Гирейский базар, по находкам которого будут отдельные статьи (см. рисунок 3). Долго не "давался" левый берег реки. В станице Старощербиновской очень мешал поиску металлический мусор. На новой дороге через урочище Пашковка мешала высокая трава и камыш с кишащими в зарослях гадюками. Мое долготерпение вознаградилось. В сентябре 2005 года подразделеня МЧС провели учения на левом берегу. Нарыли окопов-шурфов, чем помогли мне выявить культурный слой и слой чернозема. Спасаясь от гадюк, бойцы МЧС выжгли заросли травы и камыша. Мои безнадежные и безуспешные прежде поиски сдвинулись с мертвой точки и на левом берегу Черного брода - проклятого, но отмеченного историей места.
Рисунок 9. Подъем дороги с Черного брода на крутой левый берег Еи.
На фотографии под зеленым ковриком молодой травы, выросшей после пожара, Вы видите подъем дороги на высокий берег реки. Дорога однопутная с шириной полки под одну повозку, прямолинейные участки с небольшим уклоном серпантина чередуются с довольно крутыми разворотами и разъездами для встречных повозок на узкой дороге. Извивающаяся лента дороги хорошо просмаривается сверху-донизу берегового склона. У основания склона берега дорога, вероятно, снесена волнами лимана. (О наличии воды прежде под берегом свидетельствуют многочисленные рыбацкие свинцовое грузила от донных удочек).
Рисунок 10. Яма у дороги для добычи глины для ремонта гатей.
До пожара тут были заросли камыша, которых прежде не было в связи с большей соленостью воды в лимане). На верху под опорами ЛЭП дорога повреждена в результате снятия чернозема бульдозером для добычи глины кирпичным заводом. А вот на склоне берега дорога сохранилась и функционировала, видимо, не один век. Об этом рассказывают сделанные мною находки (см рисунок 11 - аверс и рисунок 12 - реверс находок). Кроме этого, рядом с подъемом (и спуском) на крутой левый берег наблюдается огромная оплывшая яма (6х15х3 м) из которой, вероятно, брали глину для перевозки к местам ремонта гатей на проезжающих попутных повозках в качестве дорожной повинности.
Рисунок 11. Аверс находок на древнем торговом пути и на левом берегу Еи.
На дороге, ее повороте с крутым подъемом, были найдены литые бронзовые пуговицы непонятного пока происхождения (см. рисуноки 11 и 12, вторая слева в нижнем ряду) и медная царская монета "денга" 1741 года хорошей сохранности и с почти незаметным износом обращения. Монета времен правления Елизаветы Петровны достоинством полкопейки. Она была очищена от грязно-зеленой патины трилоном В (правая в нижнем ряду). А еще над оплывшей ямой, местом добычи глины для гатей, найдена такая же монета 1738 года времени правления Анны Иоановны (вторая справа в нижнем ряду). На повороте дороги была найдена шаровая пуля с характерным ободком под нарезы стволов огнестрельного оружия (вторая справа в верхнем ряду). Диаметр пули , вес. Шаровые пули применялись с четырнадцатого века до середины девятнадцатого века, а шаровые пули с ободком к двухнарезному ружью появляются уже после середины девятнадцатого века [1]. Скорее всего пуля была отлита самим стрелком: солдатом, казаком. Так что находки литьевых форм для пуль в местах стоянок воинских подразделений вполне возможны. Это время массового применения в царской армии Литтихских двухнарезных штуцеров образца 1843 года, а также кавалерийских двухнарезных штуцеров образца 1849 года.
На месте карьера чернозем собрали в штабель. После выработки глины чернозем из штабля распределили и распланировали для рекультивации земли. В этом черноземе и была найдена деталь крепления ствола ружья или карабина к деревянному ложу оружия (на фото не показана). А еще большая литая бронзовая пуговица (середина нижнего ряда), бронзово-оловянная с петелькой (левая в нижнем ряду). Поврежденная бронзовая татарская монета (справа верхний ряд) нуждается в определении. Все эти находки, а в особенности монеты с отсутствием следов износа от обращения хорошо датируют время использования дороги при Черном броде с середины XVIII века.
Рисунок 12. Реверс находок на древнем торговом пути и на левом берегу Еи.
Характерно, что места находок сосредоточены у поворотов серпантина дороги, где вознице и лошадям надлежало преодолевать наибольшую крутизну дороги, да еще и поворачивать. И пуля тоже была утеряна, поскольку отсутствует деформация от удара о грунт или препятствие (цель), т.е. следы использования по назначению.
Далее, после подъема на берег, дорога, вероятно, поворачивала на запад в сторону города Танаиса, а в более позднее время в сторону портового города Ейска. Поэтому в районе села Александровка Ейского района (бывшей немецкой колонии) на обрыве найдены две бронзовые гелонские пуговицы ходовых средних размеров и российские монеты достоинством в одну копейку и пятак 1873 года (Е.М.) практически рядом у снесенных сейчас лиманом колодцев. Любопытно, что блестящие бронзовые пуговицы на офицерском мундире казаки называли "прыщами".
К сожалению ответить на эти вопросы кроме как мне и некому, но и мне без помощи коллег не обойтись. Археология работает пока только на объектах, тут же необходим поиск по площадям с последующим выделением объектов археологии и детальными раскопками. Мною предпринята попытка хотя бы поставить и частично ответить на поставленные вопросы истории, положить начало применению новых методов археологии, новым методам поиска исторических реликвий и доведению добытых сведений до археологической общественности и историков с использованием интернета
1. А.Б.Жук. Справочник по
стрелковому оружию, М., Военное
издательство 1993 г.
2. Н.В.Бельцев. Портовый город Ейск
в истории Черноморского казачьего войска
(1792-1860), Ейск, 2001 г.
3. Е.Хорошенко. Ейское укрепление.
"Кубанские новости" № 94 от 1.06.2005 г.
4. В.М.Амельченко. Древние клады и
сокровища Черномории, Ростов-на-Дону, "Новая
книга", 2004
5. В.М.Амельченко. Клады и
сокровища народа-воина Руси докиевской,
Ростов-на-Дону, "Новая книга", 2004
6. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997