КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ ЭТНОГРАФИИ РУСОВ

Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко

Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомитьсяРейтинг@Mail.ru

Резюме. Рабочая гипотеза сайта "Забытая русская история" о том, что прародиной  русов были приморские степи Русской равнины находит многочисленные  подтверждения и в нартском эпосе, и в русских былинах, и в лингвистических находках автора, и в данных археологии, и в авторских открытиях в палеогеографии, и в древнейших русских летописях.

Предки осетин и русов – народы-соседи в глубокой древности

            Согласно комментариям ученых лингвистов к нартскому эпосу осетин, кабардинцев, адыгов существовал некогда единый источник описания подвигов, места обитания героев нартов. Нарты, а также и амазонки сначала были враждебны предкам горных ныне народов, а только потом стали "своими" героями.
          Калаев в работе [1] отмечает, что в эпосе постоянно упоминаются реки и моря (как и в русских сказках), в том числе Черное море. Что в осетинской мифологии значительную роль играют такие божества, как владыка морей Донбеттр и рек владыка - Гатаг. Что от Донбеттра ведет начало род нартов, и он приходится отцом выдающихся нартских героев Батрадза и Сырдона. Поэтому делается вывод, что некоторые сказания складывались тогда, когда предки осетин находились вдали от современной Осетии и населяли низовья Дона, побережья Черного и Азовского морей. С одними соседями нарты враждовали, с другими дружили и совершали совместные военные походы. Размер страны нартов равнялся двухдневному переходу. В период жизни на равнине у алан было смешанное родовое поселение, в котором имелись сильные и слабые, знатные и не знатные роды. Однако селились строго по классовому признаку. Важную роль в общественной жизни играл нихас - древнейший орган управления родоплеменных образований. А еще был большой нихас - орган управления племен или нескольких родов - совет родоплеменных старейшин. На нихасах созревали планы походов "балцев". Виды хозяйственной деятельности такие: охота, в том числе на оленей, рыболовство, скотоводство, ремесла, земледелие. Жили в землянках и шатрах, пили ронг и пиво, разводили лошадей. Есть свидетельства о разведении больших табунов лошадей серой масти.
           Мелетинский в работе [7] появление древнейших циклов нартского эпоса приписывает аланскому союзу (начало I тыс. н.э.) и переоценивает историко-культурную роль сарматов и родственных им аланов с их пережитками матриархата. Таким образом, мощная местная этническая не ираноязычная среда предполагается им творчески бесплодной [7, стр.163].
          Я считаю, что прав Крупнов [8], упрекая его за это. Не занесены были иранскими племенами (скифами, сарматами, аланами) знаменитые нартские сказания, а родились в боевой дружине и тесной семье народов аланского союза. Поэтому "героический нартский эпос - это результат самобытного, (а не заимствованного) творчества. Результат творчества сугубо местных кавказских (и северокавказских (В.А.)) племен, носителей родственных (и не родственных (В.А.)) языков". География эпоса отображает регион действия дружины аланского союза.
           Доказательством тому, что родился героический эпос именно в те славные времена приводит Калаев в том же сборнике [1, стр.164-165]. "О поселениях алан в горах в эпосе ничего не говорится. Это на наш взгляд, еще раз свидетельствует о том, что осетинские нартские сказания формировались главным образом в пределах степной полосы... довольно точно отразился тип поселения на плоскости".
          Затухание (но сбережение) традиций видно тоже наглядно. Например: "большой нартский нихас" (как совет старейшин племен) и "нихас" (как совет рода, который затем только превратился в собрание всех взрослых мужчин). Сословное расселение в разных кварталах трех родов нартов и просто родовое поселение осетин в горах. Коллективизм
ранних нартов (дружинников) и рыцарский индивидуализм, идущих им на смену героев эпоса.
          Вот и первая находка
. В нартском эпосе предки осетин страшно пугали друг друга "Чехом". Так в сказании Сослан и Тотрадз враждующие герои предупреждают один другого: "А тот, кто не явится на поединок, пусть всю жизнь называется Гоп-Чеха! (Термин "Гоп" не поддается расшифровке, говорится в примечании).
         Интересно, что означает "Гоп со смыком" из известной русской блатной песни?
        //Гоп со смыком - это буду я! // Воровать - профессия моя. (Сопоставление автора).
       А про Чеха мы знаем из сказания Батрадз и Тахыфырт Мукара. Сказание повествует о перипетиях вызволения нартских женщин из плена. Нарты были в походе уже год. Все родственники донбеттыров и Шатана, и Сырдон знали об их (донбеттыров) осведомленности обо всем. Поэтому и направили героя к донбеттырам. Конкретно, к маленькому Чеху (большой Чех был, я предполагаю, в походе вместе с "доблестной нартской молодежью"). Маленький Чех действительно показал полнейшую осведомленность и выступил секундантом в битве нартского героя с врагом. А по легендам славян племена русов пошли от трех братьев: Лех, Чех, Рус.
       Что это? Случайное созвучие или, информация переданная предками нам через язык и легенды, что прарусы и предки осетин были соседями и находились в определенных отношениях. Что предки осетин (карачаевцев, адыгов) имели серьезные основания опасаться другое племя прарусов (Чех) при нарушении установленного и принятого общественного порядка. И возможно, что те же племена (Лех, Рус,
Чех), объединившись со славянами, дали потом начало русскому народу.
        А вот другая находка. Известно, какое большое значение имело в быту охотников и воинов - профессионалов в те далекие века такое оружие дистанционного боя, как лук со стрелами. А в работе Я.В. Василькова "Древнеиндийские термины оружия и их параллели в языках Восточной Европы" находим свидетельство, что термин, обозначающий дротик, метательное копье, стрелу и на осетинском языке, и на древнерусском произносятся одинаково. Сравните сами. По-осетински - tomar. В значении - стрела, дротик, копье. И древнерусский - томарь - стрела без железного наконечника, с костяным или деревянным острием или костяной наконечник. И на русских диалектах (в основном сибирских) - томар (тома'р, та'мор, тумар)
- тупая стрела.
         Находки третья, четвертая
, пятая и шестая. В сравнительных поисках М. Халанского [2] проводится сопоставление до былинного эпоса осетин и русских былин. Например, великан и силач Мукара (по сказанию "князь скал") - "двойник" русского былинного Святогора. Автор видит в этом сходстве "возможное влияние кавказских сказаний о горных великанах". Я же допускаю и обратное влияние на кавказские сказания русских былин или общий для этих персонажей былин источник. Кыс, кыс! - по-осетински "слушай", а русские так подзывают кошку. Нана - по-осетински, ненька - по-украински, в значении мама. Альчик - по-осетински детская игра в кости, соответствует русской детской игре в бабки [6].
         Находка седьмая
. Свидетельством тому, что древние русы, предки аланов-осетин и адыгов входили в состав аланской дружины, может служить формула обращения победителя к побежденному противнику в поединке витязей. Это напоминание о "небранных днях". Обычай, по мнению автора работы [4, Стр.211], был известен среди гуннов. В "небранный день" даже царь не мог повелевать своим войском. Вероятно, и в нартском обществе он существовал. Так в поединке Тотреша и Сосруко дважды, то один, то другой произносит эту формулу: // Из нашего рода сегодня не убивают, // А если кто убьет, тому не прощается.
          Есть аналог и в русской былине [5]: //Увидал Вольга царя Салтыка да и говорит: // - Вас не бьют, не казнят! - //схватил его за белые руки, ударил о кирпичный пол //да и положил на месте.
         А еще у русских те же сюжеты героического эпоса передаются как бытовые сказки. Про быт царских семей, но очень "домашних" и окрашены они, к тому же, легким юмором, направленным на правителей русов и их домочадцев.

         Русские былины, как источник палеогеографии. А плавал ли Садко по былинным морям?

         Согласно исследованиям Мирзоева [3], былины слабо описывают города Руси (страну городов?!), чаще как место рождения героя (Муром). География соседних государств описана тоже слабо, однако южные и юго-восточные соседи (и очень дальние) известны былине много больше, чем в других направлениях. (Почему-то!).
         Хотя каждый практически сюжет в былине начинается с дороги, внутренняя (сухопутная) география Руси былины, похоже, не интересует вовсе. Зато как подробно описаны речные и морские пути!
         Я думаю, сказители по мере сил стали “привязывать” географию былин к Новгороду и его региону. Впрочем, это не всегда удавалось. Сама былина и подвиги предков, в ней описанные, плохо поддавались переделке и модернизации.
        Опыт первый. Вот пересказ Мирзоева [3, Стр.87]. Садко "на черных на кораблях" по Волхову вышел в Ладожское озеро, а из него через Неву попал на "сине море" (т.е. Балтийское), а оттуда (Мирзоев негодует: былина заблудилась!) неожиданно для современного читателя "воротил он в Золоту Орду".
        Кратко описываем маршрут путешествия, не используя топонимику новгородского региона: река, озеро, широкая, короткая река или пролив и кружной путь по морю к Орде. Правильно? Реконструируем маршрут, наверное, предшественника Садко, который былина помнит, но про новгородского купца (новгородцам же!) рассказывает.
         Для начала справка по Гумилеву [9, Стр.496]. "Главная ставка гуннских вождей в начале V века находилась в степях Причерноморья. Туда направлялись византийские посольства до 412 года".
         А теперь поплыли. Дон (Танаис) или Кубань (Варданус), Меотийское озеро (Азовское море времен Страбона и Птолемея), Керченский пролив (Боспор) и вокруг Крымского полуострова (Таврика) к ставке гуннов (Золота Орда). Приплыли.
        И не надо никаких натяжек, не надо былину - историю народа, народом же рассказанную, лишний раз в недомыслии обвинять!
        Опыт второй. Тут без загадок - все просто! Былине известен маршрут удачного набега аланской дружины на Иерусалим, что на реке Иордань. Он был совершен от озера Меотиды (Азовского моря) и Танаиса (Дона) через Каспийские ворота (проходы в горах Кавказа) в Мидию, Армению и город Иерусалим на реке Иордан. Дружина была сплошь конной. Былинный же герой - Василий Буслаев - мореходом был. Потому и такие астрономические прыжки: Ильмень озеро, море Каспийское
, река Иордан и вот он - Иерусалим. На корабле, как на коньке-горбунке, в три скока!
         Где же могли жить народы соседи, предки осетин и русов
?

Палеогеография региона. Открытие автором катастрофических размывов Азовского моря в историческое время (после Р.Х.).

          Изучая материалы древних авторов (Страбона (64 г. до н.э.- 24 г. н.э.) и Птолемея (90-168 гг. н.э.)) [10,11] и работы современных ученых, занимающихся берегозащитой [12], я был поражен несоответствием современным картам, а работы вторых внушили уверенность в возможном решении проблемы. Исходной информацией послужили контуры (ситуационный план) древнего и современного Азовского моря с описаниями берегов и их современных изменений.
         (Методика реконструкции побережья Черного моря приведена на сайте автора при описании похода Дария). Совмещение контуров проведено следующим образом: по карте глубин Азовского моря проведена линия бывшего русла Дона –Танаиса. Это линия максимальных глубин на том основании, что именно предустьевой ямой река прорезает в долине борозду с максимальной глубиной. Линия прошла через весь Таганрогский залив и закончилась в 40-50 километрах юго-восточнее Бердянска. От Керченского пролива - Боспора (Босфора) Киммерийского, в соответствии с описаниями древних географов и историков, почти строго на север проложена "ось" Меотиды (Меотийского болота, как называли его римляне). Эта "ось" была кратчайшим расстоянием от Боспора до двух устьев Танаиса расположенных от Боспора на севере.
        Так случилось, что масштабы карты Птолемея и используемой современной карты удивительным образом совпали, а контур Меотиды благополучно разместился между этими двумя ориентирами.
        Совмещенный с современной картой своей "осью" контур Меотиды плотно "прижался" к современной береговой линии моря в районах мысов Казантип, Чаганы, Зюк, Тархан Известно, что берег именно в этих местах сложен известняками, меньше подверженными размывам [12]. Размывы могут составить всего полтора километра в тысячелетие (менее миллиметра на карте). Насколько можно доверять использованным исходным материалам? Можно ли доверять контуру Меотиды с карты азиатской Сарматии Птолемея? Как относиться к "ошибкам" Геродота, Страбона и потом Птолемея, которые оканчивали Меотиду за Донецким кряжем, завышая максимальный размер и периметр Меотиды в два раза (Геродот), в три раза (Страбон) и в четыре раза (Птолемей)!? Наблюдаем семи вековую, прогрессирующую традицию завышать размеры Меотиды!
        Вместе с тем карта Птолемея [11] составлена с удивительными подробностями, которые оказались на ней благодаря осведомленности местных жителей – греков боспорян. Своим соплеменникам в описании их "вотчины", охотничьих и рыболовных угодий географы, конечно, доверяли. "Упустили" из вида их "интерес"!
       В искажении главного размера Меотиды боспоряне были заинтересованы экономически.
      Дело в том, что в городе Танаисе, расположенном между устьями реки Танаис и на острове, лежащем перед устьями, располагался второй после Пантикапея торговый центр (эмпорий) Эллады с варварским миром. Город Танаис с эмпорием при нем плохо подчинялся грекам боспорянам. Поэтому, по свидетельству Страбона, неоднократно наказывался их царями. И поскольку специализировались боспоряне на посреднической торговле Афин и всей Эллады с варварским миром, то и была призвана на помощь уловка с географией, предсказывающая перегрузку на малые корабли, еще одно мелкое и опасное море с пиратами и дикими варварами на побережьях.
      Карта и описание с такой поправкой делали свое дело - товары оседали на Боспоре, принося хитрым грекам дополнительный доход.
      Результаты работы приведены на рисунке.

 Черной линией обозначены крупные реки и современное побережье Азовского и Черного морей. Красным пунктиром обозначено побережье во времена Геродота (слева от Крымского полуострова), Меотида во времена Птолемея (справа). Серой тонкой линией показана граница мелководной части Черного моря.

Рисунок. Совмещенные контуры Меотиды и Азовского моря.
  Черной линией обозначены крупные реки и современное побережье Азовского и Черного морей. Красным пунктиром обозначено побережье во времена Геродота (слева от Крымского полуострова), Меотида во времена Птолемея (справа). Серой тонкой линией показана граница мелководной части Черного моря.

         Еще о географии. Площадь моря увеличилась более чем в семь раз (от 2900 до 20700 кв. км). То есть, Меотида Птолемея в семь раз меньше Азовского моря с лиманами, Сивашом и дельтой Кубани. В историческое время появился Таганрогский залив и лиманы в устьях рек. Подводная горизонталь "минус" десять метров описывает фигуру очень похожую на контур Меотиды Птолемея. Немного большую, но подобную и тоже симметричную древней "оси" Меотиды. Таким образом, птолемеевский контур Меотиды виден и на современных морских навигационных картах.
        Скалистый хребет Гая Плиния в Приазовье.
        Уделим внимание другой внутренней области Скифии: Тафрам, озеру Бук и заливу Корет Меотиды. Разбирая цитату из описания Плиния Старшего [10], видим, что на месте современного Сиваша находилось озеро Бук и русла, впадающих в него рек: Бук (Салгир), Герр и Гипанис (древние русла Днепра) и вытекающей из озера реки Пакирис (Гипакирис у Геродота). Таким образом, по Каркинитскому заливу, по реке Пакирис, по озеру Бук действительно можно было добраться до Меотиды и даже по рву (потомков слепых рабов скифов работа?) сплавиться в Меотиду.
        Куда подевался скалистый хребет?
        Переводчики обвинили Плиния в малообразованности и путанице. Не поверим им! В балках на северном берегу Азовского моря есть выходы известняковых пород. Это останцы от аналогичного хребта на восточном берегу древней Меотиды. Следы его: банка Железинская и рядом с ней еще одна - без имени. У противоположного, западного берега имеются: банка Арабатская, банки Морские и Бирючий остров. По-видимому, это и есть останцы скалистого хребта между озером Бук и заливом Корет Меотиды. На старинной карте из музея города Таганрог левее выхода из Боспора в Меотиду виден мыс (Казантип). Напротив него, на северном берегу виден встречный мыс, соединяемый с первым мелководьем, и продолжение хребта в северном направлении. Скалистый хребет, разрушаемый опресненной водой Меотиды с востока и пресным озером Бук с запада, шириной всего пять миль (семь км), не устоял и был размыт (растворен). Скалистый хребет Плиния сложен был, по-видимому
, известняками, которыми сложены не целиком, но частично Крымские горы. В известняках, подверженных растворению пресной водой, образуются многочисленные карстовые пещеры. Перечислим еще останцы хребта Плиния. Это мыс Казантип, лиман Молочный и река Молочная. Они получают характерный цвет воды от размывов и растворения известковых пород, поэтому и названия такие. Банки на дне моря (банка Арабатская, банки Морские и Бирючий остров).
         Таким образом, если принять эту реконструкцию, то знаменитые Тафры оказываются не на современном перешейке Крымского полуострова у города Армянск, а севернее от мыса Казантип, продолжение которого в виде скалистого хребта и соединяло Таврику с материком.
         Что сделано?
- Открытие Веселовским и Ждановским местоположения Прикубанской Алании – центра аланского союза племен и авторское открытие отобранных морем земель в Приазовье и по Дону дают ориентировочный ответ на вопрос о местах обитания предков осетин и русов.
- Первый опыт автора по совместному использованию данных разных наук при изучении конкретного природного явления привел к удивительным и очень правдоподобным результатам. Во всяком случае, с момента опубликования на Филицынских  чтениях в Краснодаре в мае 2000 года, одновременно на сайте автора и на международной конференции “Босфорский феномен” в марте 2001 года не получено ни одного аргументированного возражения.
- Подготовлено основание для разработки методики определения более точных, современных    координат по карте Птолемея, которая даст археологам широкое поле (море!) деятельности.
- Уточнен район для поисков легендарного города Танаиса и скифской гавани Кремны.
- Продолжен удачный опыт автора по совместному использованию данных разных наук при реконструкции прошлого региона Северного Причерноморья. Дополнительно привлечена геология.
- На 90 градусов развернута древняя география Крымского полуострова (Таврики). Легендарные Тафры оказались не на севере, а на востоке.
- Подведено основание для геолого-минералогических исследований останцев берегов древней Меотиды.
        Контрольная проверка гипотезы. Свидетельство русских летописей.
Наиболее веские аргументы даст, вероятно, подводная археология. А сейчас еще одна находка.
Вчитаемся в текст "Слова о полку Игореве"
[13]. ("Ъ" можно читать как "е").
// Уже бо, братия, не веселая година въстала, // уже пустыни силу прикрыла. // Въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука, // вступила дъвою на землю Трояню // въсплескала лебедиными крылы // на синем море у Дону; // плещучи, упуди жирня времена.
       Я вспоминаю бабушкины упреки малышам: "Опять в штаны напудил!" Тогда по тексту получается, что не просто ушли времена изобилия ("жирня времена"), а "плещучи, упуди (ли)", то есть отобраны водою (морем).
       Оговорим вот что. Сила народа (Дажьбожа внука) происходила от земли им населяемой. От нее, от земли, идут и сила, и богатство: хлеб и  пастбища, стада и табуны, и как следствие, - многолюдье, большая и сильная дружина. И если "Слово"   говорит о пустынях прикрывших эту "силу", то следует найти эти  пустыни, бывшие прежде плодородными землями. По "Слову" же получаем два адреса:  это земли заслуженные у римского императора "земля Троянья" (северное Причерноморье к востоку от Дуная) и "синее море у Дону" (Таганрогский залив и прибрежная полоса вдоль
северного и восточного берегов Азовского моря). Характерно, что и "обида" народу русскому "вступила на землю" не серым волком (или галкой, или пардусом) - половчаниным, а "дъвой с лебедиными крылы". То есть из воды и девой (божеством или женщиной?).
       Упреждающее нападение или попытка возвращения  земли дедов?
      "Хощу бо, - рече, - копие приломити конец поля Половецкого либо испити шеломом Дону". Эка невидаль для Игоря донская водица. Верховья Дона 170 лет назад еще Владимиром (980-1015) были присоединены к Руси. Игорю же подавай "синего Дону", "Дону великаго", что в конце поля Половецкого, у самого моря, да еще и "град Тьмуторокань". А автор "Слова" еще добавляет Волгу, Поморье, Посулье, Сурож и Корсунь, поправляя несбывшиеся желания князя. Подробности про эту находку можно посмотреть на авторском сайте

Таким образом, и нартский эпос, и русские былины, и лингвистические находки, и данные археологии, и авторские открытия в палеогеографии, и древнейшие русские летописи подтверждают рабочую гипотезу.

Использованная литература.

  1. Б.А. Калаев. Некоторые этнографические параллели к осетинскому нартскому эпосу.
  2. М. Халанский. ССКГ, вып.VII Тифлис, 1874
  3. В.Г. Мирзоев Былины и летописи - памятники русской исторической мысли. "Мысль", 1978
  4. А.Т. Шартанова. Героический эпос адыгов "Нарты"
  5. Антология семейного чтения. Сказки, легенды, предания. М., OLMA PRESS "СКС", 1991
  6. Сказания о нартах. Эпос народов Кавказа, М., "Наука", 1969.
  7. Е.М. Мелетинский. Происхождение героического эпоса. М., 1963.
  8. Е.И. Крупнов О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа.
  9. Л.Н. Гумилев. Ритмы Евразии.
  10. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. В.Ф.Патракова, В.В. Черноус, Ростов-на-Дону, "Русская энциклопедия", 1990
  11. Античная география. М., 1953
  12. Ю.В. Артюхин Волновое разрушение обвальных берегов Азовского моря.
  13. Слово о полку Игореве "Детгиз", 1955

Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомиться

Hosted by uCoz