Морская экспедиция в августе 2006 года к легендарному Танаису у северных берегов в открытом море

Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко   Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомитьсяРейтинг@Mail.ru

Клады Азовского моря (Древней Меотиды в районе городища Танаиса)

15-16 августа 2006 года была совершена мною эта экспедиция  при поддержке Казачьего фонда и морских пограничников. 

15-16 августа 2006 года была совершена мною эта экспедиция  при поддержке Казачьего фонда и морских пограничников. 

Директор кубанского казачьего фонда Емцев Александр Григорьевич познакомил меня с дружной командой защитников наших морей и морских границ .

Вы посмотрите какого красавца  выделили в мое распоряжение вместе с капитаном, командой и береговой службой поддержки.
(Евгений-капитан и рулевой у штурвала, Евгений-2-швартовый матрос на кормовой банке, Михаил - кроме всего прочего отвечал за связь с базой- на носу). Красавец шарового окраса, без опознавательных знаков (кроме кормового вымпела) : прямо "летучий голландец" ! А позади-открытое море - настоящая наследница древней Меотиды. Экспедиция долго не складывалась, задерживалось финансирование, а без бензина далеко не уплывешь. Опять же, чтобы наш табун лошадиных сил "летел" над волнами, залить бак его лучше и дешевле оказалось в Ейске, нежели в соседней с базой станицей Должанской. Выручили как и всегда все те же спонсоры. См. рис.1 стр.7 книги "Древние клады и сокровища Черномории". Читатель мой знает о ком это я!...

.  Вот фрагмент карты района наших "боевых" действий. Городище легендарного Танаиса мы достигли в два прыжка.

   Вот фрагмент карты района наших "боевых" действий. Городище легендарного Танаиса мы достигли в два прыжка. Сначала от косы Долгой, на которой располагалась наша база мы достигли оконечности Елениной косы, на которой отстаивается перед своим последним рейсом поврежденный льдами лесовоз "Кассиопея" с грузом..(Меотида зимой показала "зубы", продырявив льдами борт лесовоза).        Переждав за ним, как за щитом, разгулявшийся было утренний ветер, мы выскочили на оживленную морскую трассу. Шторм до одного балла (появление отбельных "барашков"на волнах), нам был не страшен, но в связи с возникающей толчеею волн комфорта к плаванию он не добавлял. А ведь нужно было еще и работать. В общем, отделался ушибом "любимой" еще по горным лыжам каленкой.

   А так вновь надо было научиться ходить по палубе как в детстве с помощью всех четырех, стоять, амортизируя ногами, чтобы удары волн об корпус катера не доходили от пяток до самых шейных позвонков, чтобы удержаться за мокрый поручень во время этой скачки по волнам. Сторожко сидеть на банке, когда устанут ноги, предвидя заранее нокауты волн, которые катер наш, водимый капитаном, стойко держал, а зачастую просто избегал, находя узкие тропки среди их толчеи.
    После того как научились брать грунт со дна обмелевшего в связи с северным ветром моря, и натренировавшись вдоволь с грунтозабором
(он же якорь "аглицской" системы "Трайдент"- Трезубец), на обратном пути мы посетили еще и одну из банок правого древнего берега
Меотиды, что к северу от банки Железинской

Методика грунтозабора

На определенной с помощью GPS точке мы выбрасывали якорь"Трайдент" и с помощью ветра или  на малых оборотах двигателя заставляли его вгрызться в донный грунт. Убедившись, что якорь держит, на малых оборотах  становились над якорем и "подрывая" его быстро поднимали вертикально вверх на борт. Ведро для грунта стояло наготове.

Условия судовождения и техника погружений.

(Напишу позднее, здесь есть много тонкостей...)

Это мы с капитаном Евгением после проведенной экспедиции и очистки акватории косы Долгой от незаконных орудий лова Это мы с капитаном Евгением после проведенной экспедиции и очистки акватории косы Долгой от незаконных орудий лова. Море за спиной в "тени" косы Долгой как ласковый котенок, а еще два часа назад  шарахало по дну катера по водяными  ямам среди волн и обдавало брызгами несущийся катер.

 

 

 

 

 

 

 

 Это я после трудов праведных, по возвращении из экспедиции. Немного побит, помят, просолен, искупан и высушен вновь 

    Это я после трудов праведных, по возвращении из экспедиции. Немного побит, помят, просолен, искупан и высушен вновь. Тельняжка на животе испачкана об грунтозабор. Катер уже введен в люльку-телегу, вытащен на берег и отбуксирован на базу по суше для помывки и профилактики. Буксировка осуществлялась со всеми грузами и оборудованием и даже частью команды и пассажиров. Таким образом море можно обойти и на катере, не замочив ног.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Это общий вид обработанной, так сказать, нашей добычи со дна морского.

Это общий вид обработанной, так сказать, нашей добычи со дна морского.

    Образцы грунта с двух-трех забросов грунтозабора были отмучены от ила, высушены и разделены на фракции: изделия природы и человека (справа внизу), раковины ломаные (справа вверху), ракушечный песок крупный (слева внизу) и мелкий ракушечный песок. На стадии отмучивания было обнаружено изделие - истертый и коррозировавший до дыр край железного кружка  или шайбы примерно 32 мм в диаметре.

Обработка фракций  проб магнитом добавила кусочки того же края железного кружка. Мой металлодетектор фирмы  Минелаб Эксплорер II, оставшиеся ракушки и ракушечный песок просто проигнорировал

 

 

 

 

 

След за кормой нашего катера с видом на косу Долгая в сторону залива пусть будет символом продолжающейся экспедиции по поиску городища Танаиса.

След за кормой нашего катера с видом на косу Долгая в сторону залива пусть будет символом продолжающейся экспедиции по поиску городища Танаиса.

Виртуальный проект поиска городища Танаиса 

Когда Вы познакомитесь  с проблемой в полный рост, я с удовольствием выслушаю и Ваше предложение как обнаружить "пятно" от города на теперешнем морском дне. В свое время в Таганрогском радиотехническом институте была лаборатория, оснащенная кораблем с оборудованием для ультразвукового исследования морского дна. Оборудование было громоздким, дорогостоящим, энергоемким, содержание корабля тоже стоило немалых денег. Поэтому съемка профиля дна моря с просвечиванием ультразвуком накопившихся осадков стоила немалых миллионов даже в российских деревянных рублях. Идет время, ситуация меняется.  Дорогущий георадар при дороговизне весит нынче 3-4 килограмма и сдается в аренду за баксы вместе с оператором. Ваш покорный слуга организовал эту морскую экспедицию можно сказать на общественных началах. Морской надежный катер с мощным мотором, с командой, со спутниковым определителем координат, эхолот и простенький грунтозабор определили технологию обследования морского дна. Она и представлена этой статьей.

Что можно поправить в данной технологии? Во-первых, вместо катера лучше использовать парусно-моторную яхту, ресурс автономного которой плавания ограничен хотя бы неделей, а не сутками. Парусную, потому чтобы не зависеть от дорогого бензина, и была бы доступна акватория всего Азовского и северной части Черного моря. Моторную для того чтобы безопасно маневрировать и  работать вблизи интенсивно используемых  морских путей. Чтобы вовремя уйти под защиту берега при внезапном штормовом предупреждении.

Сейчас обследованы три точки акватории:

1) Оконечность косы Елениной, где располагается выброшенная на мель самоходная баржа "Кассиопея"   с грузом березового круглого леса, которая стоит там с зимы, после того как была повреждена льдами. По карте здесь глубина должна была бы быть  3.8 м, на самом деле из-за ракушечных наносов существенно меньшая. Грунт - рыхлая ракушка, плохо держит якорь. Координаты у этой точки следующие:

широта 46 градусов 36' 931;

долгота - 37 градусов 31' 705

2) Место поворота и расхождения судов из Бердянского порта и из Таганрогского залива   по пути к Керченскому проливу. Грунт - слежавшаяся отмученная ракушка и ракушечный песок с небольшим количеством ила, хорошо держит якорь.
Координаты у этой точки следующие:

широта 46 градусов 35' 187;

долгота - 37 градусов 21' 750

3) Банка ближняя к судовому ходу, расположенная  к северу от банки Железинской. Грунт - рыхлый ил, плохо держит якорь. Координаты у этой точки следующие:

широта 46 градусов 33' 775;

долгота - 37 градусов 25' 863

Стоянка баржи на косе формирует морские течения, которые способствуют накоплению наносов в "тени" за баржей и способствуют размывам с наветренной стороны, концентрируя течения. Небольшая глубина, прозрачность воды может способствовать обследованию дна вокруг баржи

Предлагаю коллективный проект поиска "пятна" городища Танаиса.

Любая яхта, проходя этот участок древней Меотиды и одновременно современного  Азовского моря может сделать попытку якорной стоянки, взяв одновременно заборы грунта, как это сделали мы. Можно спустить водолаза в акваланге или ныряльщика в комплекте № 1, благо, что глубины небольшие, а вода бывает довольно прозрачная. Координаты места забора донного грунта нужно засечь с помощью GPS и сообщить мне. Начало я положил. Таким образом накопим базу данных, поскольку отрицательный результат - это тоже результат.

Если у Вас есть только адмиралтейские якоря, которые не приносят  с собою донного грунта, то я могу помочь приобрести или изготовить для Вашей яхты или катера дополнительный якорь системы Трайдент. Очень он себя зарекомендовал и как якорь, и как грунтозабор.

Выводы и рекомендации.

Металл в нашем море (в середине, не у берегов), и конкретно на месте города, по-видимому, есть. Еще он может разноситься по акватории тающими льдинами, замерзшими у берегов.

Интересны и раритеты с места городища древнейшего и самого большого после Пантикапея (Керчи) города и любой подъемный материал.

Чтобы принять участие в проекте не нужно больших затрат. Нужен только интерес и внимание к историческому месту, мимо которого дно вашей яхты проходит всего в 7-10 метрах.

Яхтсменов только среди моих знакомых в Краснодарском крае уже несколько, а со временем, видимо, станет больше. Удачи!

Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомиться

Hosted by uCoz