Мегалиты аула Калеж
 

Забытая русская история - сайт Владимира Амельченко

Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомитьсяРейтинг@Mail.ru
 

Мегалиты аула Калеж

    Увидев на карте вблизи от интересующего меня аула Калеж небольшую ж/д станцию Аше (Мамедову Щель), я сделал серьезную ошибку в выборе средств доставки экспедиции к изучаемому объекту. Взяв в голову устройство подмосковных электричек,  подумал я, что и северо-кавказские устроены аналогично. Не тут-то было! Даже добравшись на автомобиле до Краснодара мы не намного упростили свой путь (в горы я на автомобиле решил для пользы дела не ехать, а воспользоваться железной дорогой). После прибытия на краснодарский вокзал вояж наш протекал так: ожидание электрички Краснодар-Горячий Ключ (узнать расписание из Ейска не удалось), время в пути, ожидание электрички Горячий Ключ-Туапсе, время в пути, ожидание электрички Туапсе-Адлер (до Лазаревского), время в пути. Добраться от Туапсе до Аше, а тем более, соваться в горы на ночь глядя, смысла не имело. Да и возможности не было даже за "бешеные" деньги. Пришлось заночевать в Лазаревском, воспользовавшись услугами отеля "Оазис". Это рядом с вокзалом. Воспользовались мы также утренней электричкой до Аше. Потом от Аше до аула Калеж ехали на автобусе, дождавшись автобус на трассе. Оказалось, что 39 автобус  идет в аул из Лазаревского, несколько раз в течении дня. С электричками, как с удобным пригородным транспортом, было покончено раз и навсегда. Возвращались мы уже через Лазаревское автобусом и на скором поезде Адлер-Калининград (до Краснодара). Признаюсь честно, исходя из протяженности пути, я надеялся уложиться в сутки, а нам не хватило и двух. Получился не маршрут выходного дня, а больше чем на два выходных. В самом ауле имели мы строгий разговор с местными аксакалами. Дольмены продолжают намеренно разрушаться и старики этим обеспокоены. Их можно понять. Моя визитка писателя-историка с приглашением на сайт решила все проблемы.

Мегалиты аула Калеж

    От конечной автобусной остановки добраться к дольменам не так сложно. Это можно сделать чуть больше, чем за полчаса. Гору Хунагет видно из аула. Река огибает ее, отделяя от аула. Поэтому пройти нужно по улицам вверх по реке около километра до висячего мостика, по которому следует перебраться на другой берег. Перед мостиком  расположены шлагбаум перед въездом в природный парк и касса с билетами для посещение достопримечательностей: пещеры и водопадов. Туристов туда возят грузовиками-вездеходами. Дольмены туристов интересуют меньше, а потому их посещение сейчас бесплатно. Мостик нормальный, но эксплуатируется нещадно толпами туристов при попустительстве хозяев. Так что не далеко и до беды, поскольку упасть толпой в горный поток или на камни русла реки даже с небольшой высоты без последствий не удастся. На фотографии видна часть мостика через маловодную в это время реку и синеющие дали, в которых скрывались горы у Аше со своими дольменами на склонах.
        После мостика к нам пристала добровольная охрана в виде пары черных собак очень добродушных и общительных. Они  и сопровождали нас по пути к дольменам и обратно. Я против этого не возражал и даже приветствовал. Когда в национальных парках перед туристами появляются плакаты типа "Берегите медведёв!", восторгов обычно это не вызывает. А с подобной охраной  будешь хотя бы вовремя предупрежден.
    Дольмены у аула Калеж в моем представлении оформляли первоначально узел связи на линии связи атлантов. Подробности и разъяснения здесь. Почему я пришел к такому мнению? Во-первых, у дольменов этих стоит загадочная стела, приковавшая мое внимание. Во-вторых, от дольменов, расположенных на склоне в виде длинного языка горы Хунагет, открываются шикарные виды (и прямая видимость) в трех направления: 1) к дольменам у Аше и далее вдоль побережья через Волконку, Каткову и Зубову щель и Чемитоквадзе;  2) к дольменам хребта Нихетх, хребта Солоницкий и горы Жемси; 3) охотники подсказали наличие заросших ежевикой каменных развалов на северо-восточном склоне хребта Пхаздактхаку, далее у п. Бол. Псеушко и далее вдоль правого берега реки Пшенахо. Сетевой перекресток, ничего не скажешь!
Мегалиты аула Калеж дольмены Мегалиты аула Калеж дольмены Мегалиты аула Калеж дольмены

    На первых двух фотографиях показаны порталы двух полуразрушенных дольменов "имперского" типа. Очень солидные сооружения. Отличия по конструкции налицо, да и по материалу тоже. Расположены практически рядом, Лучи дольменов  примерно разнонаправлены. На средней фотографии на крыше оставлена моя сумка 25Х30X60 см для масштаба. На  третьей фотографии приведен один из монолитных дольменов предположительно кавказского типа, как подражание "имперским". Координаты первого дольмена  со сброшенным козырьком портала следующие: широта 44 градуса 01.069', долгота 039 градуса 22.438'. Луч дольмена направлен на северо-восток - 45 градусов. Координаты  второго дольмена,  более разрушенного, расположенного на небольшом каменном кургане: широта 44 градуса 01.084', долгота 039 градуса 22.444'. Луч дольмена направлен на юго-запад - 252 градуса. Часть плиты крыши украшена узором, напоминающим извилистые ходы дождевых червей, выгравированных на части верхней поверхности плиты. Что это? Топографический план местности или план речной сети? Вопрос требует изучения. У меня из фотоаппарата снимок крыши дольмена  почему-то исчез, хотя точно помню, что делал его.

Мегалиты аула Калеж дольмены Мегалиты аула Калеж дольмены Мегалиты аула Калеж дольмены

На первой фотографии "охрана" получает вознаграждение за труды у стелы. На одной площадке у аула Калеж собрано, говорят, 12 дольменов,  мы насчитали восемь, а еще стела, тоже среди обломков от другой. Координаты стелы: широта 44 градуса 01.092', долгота 039 градуса 22.374'.  Направление на ребро стелы 240 градусов с северной стороны.

Мегалиты аула Калеж дольмены

    Как же сетевой перекресток оформлен строителями дольменов? О стеле Вы уже знаете, обломки аналогичной стелы валяются рядом с уцелевшей стелой. Рядом с площадкой, на которой расположены дольмены есть брошенный яблоневый сад и всюду красуется дикая ежевика. И кроме сада вся площадка заросла деревьями так, что увидеть враз все сооружения невозможно. Вероятно, целесообразно будет снять координаты  и остальных сооружений и развалов от них и по ним воспроизвести ситуацию на чертеже: в плане и в пространстве. Предстоит, правда, еще и нелегкая работа отделить "имперские" дольмены, определяющие работу узла, от поздних кавказских реплик, что сделать по развалинам будет не так легко.
    Я обратил внимание, что работать на площадке лучше по ранее составленной и записанной на бумаге программе. То ли из-за горного воздуха, то ли от жары, то ли от продолжающегося периода освоения GPS, но мысли скачут, тем более тогда, когда взгляд наталкивается на пригоршни жертвенных монет, цветные ленточки на кустах и деревьях. А бригада местных лесорубов с грузовиком и бензопилами  проводит санитарную валку леса чуть ли не над головами. Впрочем удалось  с ними и поговорить, и кое что разузнать.
    Имея ввиду, что проводили мы только разведку и отработку методики изучения непростой группы инженерных объектов древних строителей, то и результаты  получены не такие уж скромные. Присоединяйтесь!

Посмотрите содержание сайта  Продолжим знакомиться

Send mail to amelchenko.vladimir@mail.ru with questions or comments about this web site.
Copyright © 2006-2007

Last modified: jul  23, 2007

Hosted by uCoz